Сегодня много говорится о том, что в нашей стране сложился неблагоприятный для бизнеса социально-политический климат, о том, что засилье коррумпированных чиновников и правоохранителей душит отечественное предпринимательство, не дает ему развиваться, уничтожает конкуренцию. Однако не спрос ли среди коммерсантов на «мохнатую лапу» в нужном ведомстве рождает такое богатое предложение из продажных судей, чиновников, полицейских? Ежедневно в новостях мы можем наблюдать, как следователи бодро рапортуют о задержании очередного взяточника, требовавшего «откат» или за определенную материальную «благодарность» оказавшего содействие и покровительство какой-нибудь местной фирме. Провинившихся и попавшихся публично ругают, вспоминают все их прошлые прегрешения… Тут же находятся крепкие задним умом, начинающие задаваться вопросами: «А откуда у местного чиновника среднего пошиба особняк за миллионы долларов? А на какие средства он детей своих в Швейцарию отправил учиться?», однако, несмотря на все эти показательные задержания и постоянную шумиху в прессе, меньше взяточников у нас почему-то не становится, напротив, уровень коррупции в стране только растет.
Разгадка кроется в том, что многие предприниматели отнюдь не страдают от коррупционной обстановки в стране, напротив, коммерсантам часто на руку играют такие неформальные обычаи. За примером далеко ходить не надо, недавно в Общественный антикоррупционный комитет обратился бывший директор и соучредитель ООО КСХП «Старопавловское» из Ставропольского края Владимир Самарич, которого компаньоны устранили от управления организацией из-за нежелания вести бизнес по «коррупционным традициям», сложившимся в регионе, а также потому, что он якобы копнул не там где надо – а конкретно, там, где замешаны его компаньоны, местные чиновники и правоохранительные органы.
Будучи директором предприятия, заявитель за 2 года добился значительных результатов: выросла заработная плата у сотрудников, оклад стал «белый», увеличилась урожайность, было приобретено более 170 га земли дополнительно. В результате грамотных действий директора, предприятие стало полностью прозрачным и все это отразилось в существенном увеличении налоговых выплат, тем самым, удалось доказать, что даже в таком известном своей коррумпированностью южном регионе как Ставропольский край при желании можно вести честный и прибыльный бизнес. Однако у деловых партнеров такой подход к делу понимания не нашел. Зачем из кожи вон лезть, когда любую проверку можно «подмазать», а с местным чиновником – «договориться»? А после того, как вскрылся факт, что в прошлом два учредителя фирмы, обладавшие управленческими полномочиями, осуществили продажу земли предприятия себе же, нанеся тем самым материальный ущерб организации, несговорчивого директора решили устранить от управления. А ведь земля для сельскохозяйственного предприятия является единственным средством производства!
Для этого было проведено незаконное внеочередное общее собрание участников, на котором со старым директором в одностороннем порядке расторгли трудовой договор и тут же выбрали нового директора. А уголовное дело по факту незаконной и убыточной продажи земель предприятия, несмотря на однозначные результаты аудиторской проверки и выводы адвокатского заключения, все так же стоит на месте и постоянно приостанавливается местными правоохранителями. Заявителю прямо было сказано: «Вы хоть запишитесь, у нас тут все схвачено». А местной власти, считает Самарич, оказалось, только того и надо было, чтобы на предприятии появилось руководство, готовое играть по правилам чиновников и давать взятки, – вот и еще одной кормушкой для них стало больше. А что же говорят другие местные бизнесмены? Только плечами пожимают, мол, чего не захотел прежний директор вести дела «как принято». Вот и спрашивается, одни ли чиновники-взяточники виноваты в том, что у нас практически не существует чистого и честного бизнеса в стране, или многим коммерсантам и самим не слишком хочется быть честными?
Тем временем в судах продолжается неравная борьба одного человека против деловых партнеров, власти и денег. Общественный Антикоррупционный Комитет обратился в правоохранительные органы Ставропольского края с просьбой провести непредвзятое расследование по данному делу и устранить незаконные действия чиновников и предпринимателей.