Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Петиции россиян дойдут до власти

03.04.2013 / 17:03

Указ президента от 4 марта о создании портала для интернет-петиций граждан реализован. Фонд информационной демократии (ФИД), ответственный за проект, запустил сайт ROI.ru, на котором любой желающий россиянин может проголосовать за понравившуюся инициативу или предложить свою. На момент сдачи материала на портале появились 39 инициатив, среди которых лидируют по популярности петиция о восстановлении минимально допустимом содержании алкоголя в крови для водителей и возврат системы перехода на «зимнее» время. Лаконичный и красивый дизайн, также как и простота в использовании, может заинтересовать любого социально-активного гражданина. Однако и в этой «бочке меда» нашлась «ложка дегтя».

Продвигать свои инициативы могут граждане старше 18 лет. Кроме регистрации на сайте Госуслуг, также необходимо будет ввести номер своего Свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). По словам заместителя министра связи Ильи Массуха, такие ограничения необходимы для защиты от накруток при голосовании. Экспертное сообщество оценивает такой шаг как барьер, который создает неудобства для пользователей. По словам блоггера, литературного критика и члена Комитета проекта «Информационный поток» при Федеральном агентстве по делам молодежи Эдварда Чеснокова, этот барьер автоматически сужает аудиторию. «Что самое удобное для пользователя? — говорит Эдвард Чесноков. — Это удобство и простота. И если сравнить ROI.ru с аналогичными сайтами, с точки зрения удобства функционала, то по удобству этот сайт проигрывает».

Сегодня уже существует множество ресурсов, которые позволяют человеку выступить с инициативой. К примеру, Онлайн петиции, Наше мнение или Демократор.ру. Но у сайта ROI.ru, по сравнению с этими сервисами, есть кардинальное преимущество: он официальный. Если за год инициатива, наберет более 100 тысяч голосов или 5% от численности населения региона, то она будет рассмотрена органами власти.

Александр Ослон, председатель фонда «Общественное мнение»: «Понимаете, это вопрос методологии: как именно обращаться к людям и призывать их помогать, участвовать в жизни страны. Интернет-петиции — это мировой тренд, это актуально и надолго».

 

 

По мнению Александра Ослона, каждый такой шаг нужно воспринимать, как очередной новаторский опыт. «Пока мы не знаем, как сделать это правильно и эффективно, — говорит Ослон. — Но я уверен, что проект будет эффективным и долговечным, хотя будет масса трудностей в реализации». На этом фоне появилось сообщение о том, что Кремль ответил на петицию «Новой газеты», опубликованную в конце декабря прошлого года. Инициаторы выдвинули три требования: распустить Государственную Думу, включить в обязанности Госдумы рассматривать петиции, получившие поддержку 100 тысяч человек, и ввести механизмы отзыва гражданами отдельных депутатов и инициировать роспуск парламента. Документ собрал 131483 подписи. В статье «По ком перезвонит колокол» издание сообщает, что администрация президента РФ в лице экс-депутата Олега Морозова порекомендовало обратиться к президентскому указу «О рассмотрении общественных инициатив». Другими словами, собрать подписи заново, но уже через сайт ROI.ru.

Александр Ослон: «Общество сейчас находится в таком состоянии, что оно просто не даст этому проекту затухнуть».

Основным пользователем интернета в РФ является молодежь. Поэтому Фонду информационной демократии придется задаться вопросом, как заинтересовать молодое поколение. По мнению Эдварда Чеснокова, на первых этапах положительного результата можно ожидать только в крупных городах и не раннее, чем через полгода. «Думаю, молодежь заинтересуется этим проектом. У него есть возможности, чтобы проект удачно стартовал хорошо, — говорит эксперт. – Но, помимо удобного функционала и хорошего дизайна, еще необходима работа с аудиторией. К примеру «Вконтакте» воспринимается как молодежный ресурс, а «Одноклассники» – сайт для старшего поколения. Результат такого восприятия – это работа с массами».

Эдвард Чесноков: «Я не думаю, что молодежь заинтересует проблема перехода на «зимнее» время, которая активно обсуждается там сейчас. Нужны вопросы, которые реально интересуют молодежь: служба в армии, получение жилья, проблема трудоустройства».

По мнению Эдварда Чеснокова, не нужно останавливаться на интернете: необходимо использовать визуальную рекламу. «Если бы я продвигал этот проект, я бы использовать телеканалы, которые смотрит молодежь, запустил бы короткие ролики на МУЗ ТВ, MTV и на 2X2. — говорит эксперт. — Разместил бы хорошо сверстанные баннеры в тех местах, где много молодежи: в вузах, молодежных центрах и клубах. Использовал бы интересный слоган, вроде «Приходите и меняйте реальность»».

Понятно, что такой механизм обратной связи с населением является нововведением только в России. На каждую российскую инициативу найдется зарубежный опыт. К примеру, в США уже давно существует подобная платформа, проект называется We the People и размещен он на президентском сайте. Проект привлекает простой процедурой регистрации. Сейчас у него более 6 миллионов пользователей. Здесь простые американцы подводят итоги, строят планы, предлагают свои идеи, в том числе и не всегда адекватные. К примеру, на этом сайте можно встретить петицию о строительстве «Звезды Смерти» до 2016 года (боевая космическая станция в вымышленной вселенной «Звёздных войн». Оснащена энергетическим оружием чрезвычайной разрушительной силы, способным уничтожать целые планеты). Под петицией подписалось 34 435 пользователей. На инициативу последовал официальный ответ от администрации президента, в котором объяснялось, почему «Звезду Смерти» строить не будут. Стоимость проекта оценили в восемнадцатизначную сумму. Но главным аргументом против строительства было нежелание администрации уничтожать планету.

Аида Дисинбаева

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале