Минобразования идет по стопам Минобороны
Вчера сотрудники полиции провели обыск в Министерстве образования и науки РФ. Обыски прошли в рамках уголовного дела бывшего ректора Государственного университета управления (ГУУ) Виктора Козбаненко. Свидетелем по этому делу проходит заместитель министра образования Марат Камболов, в личном кабинете которого также побывала вчера полиция. Напомним, что бывший ректор Козбаненко был пойман с поличным при получении взятки в 7 миллионов рублей. По данным следствия, эту сумму он требовал через доверенных лиц от представителя частной компании за заключение государственного контракта на уборку территории университета общей стоимостью порядка 58 миллионов рублей. Козбаненко впоследствии был уволен со своего поста главой Минобрнауки Дмитрием Ливановым.
Виктор Мизин, Институт международных исследований, заместитель директора: «Замминистра Камболов, которому стало плохо, пока проходит как свидетель. Но, видимо, следствие считает, что этот ректор действовал не один, что эта была целая преступная группировка, притом не только в ГУУ, а что следы велись куда-то выше. Но это еще все надо доказывать. Если следователи туда пришли, значит у них есть подозрения, что эта какая-то более широкая и разветвленная схема, структура, нежели один этот арестованный ректор ГУУ. Но замминистров у нас редко наказывают, в лучшем случае наказать могут какого-нибудь замгубернатора или губернатора, но не выше этого. Я думаю, даже если Камболов виновен, он сумеет отделаться, его прикроет руководство. Но если эта война должна быть успешной, если это действительно война с коррупцией , она должна вестись, невзирая на лица».
Опрошенные ПАСМИ эксперты не исключают, что если следователи МВД всерьез займутся расследованием коррупционных схем в ведомстве Дмитрия Ливанова, то масштабы злоупотреблений могут быть сопоставимы с делом Минобороны по руководством Анатолия Сердюкова. «Планы по «оптимизации» системы высших учебных заведений связаны с «попилом» и реализацией «лишней» недвижимости, аналогично тому, как это было в Минобороны при Сердюкове. Особенно я бы советовал присмотреться к ситуации в Московском институте стали и сплавов (МИСиС), ректором которого был Ливанов до назначения на министерский пост», – сказал ПАСМИ бывший высокопоставленный чиновник в системе образования. Кроме того, по словам собеседника ПАСМИ, крайне высока коррупционная составляющая в системе выделения грантов, выделяемых Минобрнауки.
Виктор Мизин: «Я не знаю ни одного органа, который был бы не подвержен коррупции. Сейчас образование у нас становится все «более платным» и превращается в хороший источник доходов. За то, чтобы поступить даются взятки, за то, чтобы сдать экзамен берутся деньги. Есть просто удивительные случаи, когда люди якобы, сдавшие экзамен и учащиеся на 4 курсе плохо разговаривают по русски. Не хотелось бы, чтобы в будущем наших внуков лечили такие врачи и учили такие учителя, которых сейчас выпускают ВУЗы.
Образование — одна из самых коррумпированных сфер в нашей стране. Платно у нас там все, начиная с детского сада, для того, чтобы ребенка устроить в сад — надо денег дать, чтобы устроить в хорошую школу — опять денег дать. Недавний скандал с диссертациями это еще раз доказывает. Мы знаем, насколько у нас чиновники любят получать диссертации, у многих из них научные звания приобретены просто за деньги. И хорошо, что хотя бы кампания против этого началась. Мы видим, что последнее время борьба с коррупцией активизируется. Может она не затрагивает самые высокие эшелоны, но по крайней мере, разбирательства в Минобороне и структурах, связанных с прокуратурой Подмосковья, настраивают на оптимистичный лад».
Александр Рыжков, сопредседатель политической партии «Республиканская партия России — Партия народной свободы», профессор Высшей школы экономики:
«У нас все сферы государственной жизни подвержены коррупции, и система образования не исключение. Например, очень коррумпирована сфера министерских проверок вузов. Во всех регионах вузовские преподаватели мне говорят, что для того, чтобы пройти переаттестацию вуза, дается взятка. Очень коррумпирована сфера защиты ученых степеней. В этом мы недавно в очередной раз убедились при обнаружении плагиата. Это же все не бесплатно делается. Коррумпированы сами вузы, в них есть своя система закупок, ремонтов, там распределяются и прокручиваются огромные деньги, процветают взятки и откаты. Поэтому речь идет о том, что следствие идя по этому эпизоду отката за уборку территории, видимо, получила какие-то данные, что взяткополучатель делился с Министерством. Узнаем скоро.
На уровне замминистра у нас наказать могут, были случаи, когда замминистров у нас арестовывали, а во на уровне министров не было ни одного такого случая. Классический пример — это дело Сердюкова, против которого не возбуждено уголовное дело, он проходит свидетелем, а его соратница отбывает домашнее наказание в 15-комнатной квартире в элитном доме в центре Москвы. Поэтому министры у нас по-прежнему неприкасаемые.
Алина Тимофеева
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале