Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Коррупцию изведут филологическим путем

11.03.2013 / 17:40 Новости

Чиновники Министерства труда нашли, как им кажется, самый действенный метод борьбы с коррупцией – филологический. В документе, разработанном ведомством, чиновничьему сословию России не рекомендуется в рабочее время произносить такие выражения, как: «Спасибо на хлеб не намажешь», «Вопрос решить трудно, но можно», «Договоримся», «Нужны более веские аргументы», «Нужно обсудить параметры», «Ну, что делать будем?». Специалисты Минтруда считают, что если чиновники будут говорить при исполнении «правильные фразы», то взятки им никто не даст.

 

Александр Гуров, генерал-лейтенант милиции, экс-депутат Государственной Думы: «Дело в том, что жаргон наш, российский, насчитывает десять тысяч слов и выражений, из них можно скорректировать тысячи предложений. То, что они предложили (смеется), это вообще все можно делать молча, у коррупции есть еще мимика и определенные жесты. Я бы им порекомендовал изучить мимику, жаргон, лексикон, условные сигналы. Например, я подписываю документ о выделении земельного участка, совершенно законным путем, но я говорю: «Вы же понимаете, это процесс длительный, примерно год». Тут же дураку понятно, что надо «подмазать». Или говорю: «Что там наверху подумают?». Еще вариант – взглядом: опустил глаза, поднял, пальцем потер немного».

Редакция Пасми разработала ряд фраз, которых нет в списке, но они в свою очередь весьма подходят для намека на получение взятки: «Это сложный вопрос», «Трудно будет, очень трудно», «Задача практически нерешаема».

Алексей Доронкин, адвокат, более 10 лет работал в правоохранительных органах: «Слова цензурные, почему бы их не произносить. Можно же всегда из этой ситуации выйти, написать на бумажке сумму определенную, другими словами воспользоваться. Таким способом невозможно бороться с коррупцией. Если увеличить санкции за получение взятки — это другое дело. Я считаю, это смехотворная ситуация, не на что не влияющая. Кто брал, так и будет брать».

Также не рекомендуется затрагивать при разговоре темы, которые могут быть поняты окружающими как просьба о взятке не только в денежной форме. Это разговоры о поступлении детей госслужащего в учебные заведения, жалобы на низкую заработную плату, отсутствие работы у родственников, желание отправиться в путешествие или получить какое-либо имущество, услугу.

Евгений Черноусов, адвокат Московской коллегии адвокатов, полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук: «Есть такая русская пословица: «Голь на выдумки хитра». Ничего глупее нельзя было придумать. Ограничение прав людей в разговорной речи нигде в федеральном законодательстве не предусмотрено. Есть ограничения на ненормативную лексику, что влечет ответственность за мелкое хулиганство и оскорбляет граждан, ничего более. Меня поражает это все. А каким способом это будет контролироваться? Будет установлена видеоаппаратура, подслушивающие устройства? Если видеоаппаратура — какая она? Гласная или негласная? Есть обоснованное применение «прослушки» на режимных объектах: сказал определенное предложение – тебя начинают прослушивать. Это, в основном, касается безопасности государства. Вместо того, чтобы заниматься работой, они будут контролировать слова — это вообще впервые в истории российского государства. Я когда первый раз это услышал, протер глаза и уши прочистил».

Теперь чиновники не только должны обдумывать каждое своё слово, но и любое действие, выражающее уважение или дружеское отношение к кому-либо. Так, в качестве коррупционного действия может расцениваться получение подарков стоимостью менее 3000 рублей, поход в ресторан с представителем какой-либо организации, которая выражает свою заинтересованность в решении совместных вопросов.

Захар Прилепин, писатель: «Вообще это вещь полезная — она расширяет словарь. Сейчас начнется разработка богатого синонимического ряда, для того, чтобы заменить все эти прекрасные выражения. Я думаю, это будет не сложно, но, быть может, люди обратятся к словарю Ожегова, Даля, заговорят на каких-то иностранных языках, возможно даже на мертвых иностранных языках. Это повысит уровень интеллекта, уровень образованности наших чиновников. Ворами они останутся прежними. Но будут чуть остроумнее, чем герои Салтыкова-Щедрина, потому, что с тех пор они как-то законсервировались. Я предлагаю простейший вариант: «И что?».

Новые стандарты общения должны помочь исключить ситуации, когда поведение чиновников воспринимается окружающими как предложение дать взятку и наносит ущерб репутации системы государственного управления, считают авторы документа.

Евгений Жаринов, писатель, переводчик, филолог, профессор МПГУ: «Давайте вспомним то, как дает взятку известный персонаж Гоголя, Чичиков, чиновнику Ивану Антоновичу по кличке Кувшинное рыло. Когда они совершают купчую мертвых душ, Кувшинное рыло ничего не говорит, а Чичиков прекрасно понимает, что от него хотят, и кладет нужные деньги под чистый лист бумаги. Вот какие выражения слов тут нужны, чтобы получить или дать взятку? Надо читать классику для мздоимцев всех эпох. Люди такие креативные в этом плане: они могут придумать свой сленг, свое арго. И за этим не уследишь. Все примеры, которые приведены в законе — это скрытые или явные цитаты из классики. Вот еще пример из романа «Отцы и дети». Там есть чиновник, который очень любит весну, когда каждая пчелка с каждого цветочка «берет взяточку». Вот они возьмут это, переделают и скажут: «Я люблю весну» или намекнут : «Знаете, что делает каждая пчелка с цветочком?»

Юрий Аракелян

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале