Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Новые факты хищений при Сердюкове

05.12.2012 / 19:23 Подробности

«Первое антикоррупционное СМИ» в ходе расследования выявило новые факты хищений государственного имущества в структуре Минобороны. По подложным документам подставной компании (100% акций принадлежат зарегистрированному в Белизе оффшору) было продано за бесценок 13 объектов московской недвижимости стоимостью в миллиарды рублей. Часть утраченных активов удалось вернуть, а часть зданий так и осталась в собственности частных компаний. Военная прокуратура пыталась расследовать это дело, но после прямого вмешательства бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова все действия по возврату имущества были прекращены.

Афера всплыла благодаря арбитражному спору одной из частных компаний с Министерством обороны. Спор длится уже более трех с половиной лет: компания пытается обязать Минобороны исполнить заключенный ранее контракт на совместное строительство офисных зданий. В суде выяснилось, что здание, на месте которого должен появиться новый объект, уже неоднократно перепродано. Причем не оно одно – а вместе с другими 12 объектами недвижимости, ранее закрепленными за различными подразделениями и организациями Минобороны (квартирно-эксплутационными частями, Общевойсковой академией ВС РФ и т.д.). Подняв многочисленные решения и определения судов разных инстанций, мы и восстановили всю хронологию этой аферы. Схема банальна, однако впечатляет легкость, с которой расхищалось государственное имущество на виду у нескольких государственных органов, в том числе при непосредственном вмешательстве бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова.

Операция «ликвидация»

Формально все началось в 2001 году, когда Министерство имущественных отношений распорядилось ликвидировать ГП «Военторг» №257 УТМВО». Поскольку собственного имущества у Военторга №257 не хватало для расчета по всем долгам перед бюджетом (всего-то чуть более 500 тыс. рублей), бывший директор госпредприятия Михайличенко обратился в суд с заявлением о признании предприятия банкротом. За это время у Военторга №257 откуда ни возьмись «нарисовался» долг в 230,5 тыс. рублей перед неким ООО «Фолиум» (учредителями которого также являются белизские оффшоры).

Новый долг и заявление о банкротстве – второй шаг в многолетней комбинации по выводу имущества. Он был нужен, чтобы сделать «Фолиум» единственным голосующим кредитором (бюджетные организации не голосуют). А вот первым шагом было составление липового договора между Госкомимуществом России и Военторгом №257 (прил.1) о передаче последнему на правах хозяйственного ведения 49 зданий в Москве. Любопытно, что договор датирован 1994 годом, в то время как сам Военторг №257 появился в качестве госпредприятия и юридического лица только в 1995 году. Под договором стоят подписи бывшего заместителя председателя Госкомимущества Владимира Сычкина и бывшего руководителя Военторга №257 П.А. Алексюка. Последний умер еще в 2003 году и, как выяснилось, никогда в Военторге не работал. А Сычкин позднее в ходе следствия заявил, что никаких подобных договоров не подписывал, подпись его подделана.

Объекты Минобороны продали оффшору

На основании этого псевдо-договора конкурсный управляющий Евгений Казюрин в 2008 году официально регистрирует право хозяйственного ведения Военторга №257 на 13 объектов недвижимости (почему сразу не на все, непонятно – возможно, они просто кем-то были заняты). Большинство этих объектов находятся в центре Москвы. По решению кредитора ООО «Фолиум» (кредиторская задолженность Военторга перед ним, напомним, около 230 тыс. рублей) конкурсный управляющий Александр Рудченко продает все эти 13 объектов некому ЗАО «Конар» (прил.2 — стр.1, стр.2), единственным учредителем которого является компания «ДРОПЛЕСС С.А», зарегистрированная в Белизе, оффшорном государстве в Центральной Америке (директор Джулия Михаэлид Иоанну).

8 августа 2008 года, в день начала грузинской агрессии в Южной Осетии, 13 объектов Военторга №257 продаются за 134 млн рублей ЗАО «Конар». Таким образом, причиной продажи тринадцати объектов недвижимости в Москве стал долг в 230 тыс. рублей. При этом из 134 млн рублей на счет Военторга №257 поступило только 2, а ЗАО «Конар» благополучно оформило право собственности на все объекты.

Возникают вопросы: как могла Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) оформить объекты в хозведение Военторга, не затребовав при этом выписку из Росимущества о праве собственности? Как в Росрегистрации проглядели липовый договор, который даже оформлен с юридическими ляпами? Почему ни в Минобороны, ни в арбитражном суде не задались вопросом: с чего вдруг Военторг за долг в 230 тыс. рублей продает имущество на 134 млн (в 450 раз большую сумму!), а получает при этом всего 2 миллиона?

Впрочем, как говорят наши источники, когда речь идет о Минобороны, такие вопросы задавать бессмысленно. Министерство не отличалось щепетильностью в оформлении имущества, которое передавалось из рук в руки на основании устных приказов, а все другие госучреждения уже привыкли к таким порядкам, и, по словам собеседника «Первого антикоррупционного СМИ», зачастую не проверяют при сделках с Минобороны. И в этом случае никто не обратил внимание, что сделка была проведена без торгов, без согласия Росимущества.

Сердюков ввел в заблуждение суд и прокуратуру

Московский городской военный прокурор Александр Козлов в июле 2009 года обратился в арбитражный суд города Москвы с требованием признать незаконной сделку между Военторгом №257 и ЗАО «Конар». Он требовал вернуть в ведение Минобороны 13 объектов недвижимости, заявляя, что все действия с этим имуществом были совершены незаконно. Прокурор указывал и на поддельный договор от 1994 года (прил.3 — стр.1, стр.2, стр.3) о передаче в хозведение Военторга №257 49 объектов недвижимости (как минимум можно было вменить мошенничество). Суд в связи с этим запретил ЗАО «Конар» совершать какие-либо действия с полученной задаром недвижимостью. Тем более, что и сам Военторг №257 через суд затребовал выплатить недостающие 132 млн рублей.

Дальше опять начали происходить «странные» вещи. Между ЗАО «Конар» и Военторгом №257 заключается дополнительное соглашение о возврате Военторгу 9-ти зданий. Почему только девяти, а не всех 13-ти, не понятно. Но тем не менее обеспечительные меры на эти здания были судом сняты. Минобороны и военная прокуратура Москвы отказались от иска на основании того, что имущество возвращено Военторгу №257, и даже уже оформлено право собственности РФ на эти объекты.

Причем военному прокурору это сказал сам министр обороны Анатолий Сердюков (письмо от 24 ноября 2010 года). В частности, он пишет: «В настоящее время Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве зарегистрировано право собственности Российской Федерации на следующие объекты»… (прил.4 — стр.1, стр.2, стр.3). Далее перечисляются 9 объектов недвижимости, ранее проданных «Конару» и возвращенных по допсоглашению. При этом Сердюков называет еще 4 объекта, которые якобы в настоящий момент конкурсный управляющий Военторга №257 готовит к продаже по рыночной стоимости. «Учитывая вышеизложенное, в связи с восстановлением нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации, предлагаю рассмотреть вопрос об отказе Московским военным городским прокурором от исковых требования по арбитражным делам…». И прокурор отказался.

Письмо Анатолия Сердюкова (стр.3) (нажать для увеличения)

Вернут ли недвижимость армии?

Что, скажем так, «напутал» министр обороны? То, что 4 объекта не продавал конкурсный управляющий Военторга №257. Еще летом 2010 года их продало ЗАО «Конар» некоему ЗАО «Фирма Монолит» (ОГРН 10777611761129). Причем проданы были частично и те объекты, которые по допсоглашению следовало возвратить Военторгу, и о которых писал Сердюков прокурору.

В сухом остатке, после всей этой чехарды с договорами и регистрацией, в частных руках оказались здания по адресам в Москве:

— Хорошевское шоссе, д. 38 Д, стр. 3 (площадь 212, 7 кв. метров).
— Благовещенский переулок, д. 1 (4 567, 7 КВ. М).
— улица Красноказарменная, д. 2, стр. 1 (645,3 кв. м),
— Ленинградский проспект, д. 37 А, стр. 32 (часть помещений площадью 261,4 кв. м).

И хотя допсоглашение в полном объеме не выполнено, оно послужило основанием для:

— письма Сердюкова военному прокурору Москвы;
— отказа от иска Минобороны и военного прокурора Москвы.

Все, дело сделано.

Более того, позднее, в ходе судебного спора частной компании-инвестора с Минобороны, представители последнего убеждали суд, что все сделки проведены законно, все имущество государству возвращено. И военный прокурор Москвы изменил прежнее мнение на противоположное. Предъявляемые в суде документы о праве собственности «Фирмы Монолит» на объекты из списка допсоглашения никак не комментируются.

Недвижимость срочно сбрасывают

Самый крупный объект – в Благовещенском переулке — сейчас выставлен на торги более чем за 20 млн долларов. Это бывшее здание Военного университета. Впрочем, когда мы позвонили в «Фирму Монолит», нам ответили, что продажу они приостановили. Тем не менее, и вывеска о продаже на самом здании висит, и объявления о продаже на профильном сайте тоже. Посредники утверждают, что все в силе, сделку можно запускать хоть сейчас. Налицо попытка срочной перепродажи незаконно полученного имущества с целью получить деньги и замести следы. Продать их не так-то просто: обычно покупатели интересуются чистотой прежних сделок. Но ЗАО «Конар» давно ликвидировано и концы будет трудно отыскать.

Вся эта афера стала возможна именно потому, что недвижимость Минобороны не оформлена в законном порядке. По сути, со зданиями Военторга №257 и сейчас можно продолжать делать то же самое. Ведь право хозведения было зарегистрировано лишь на 13 объектов из 49, указанных в липовом договоре. Не исключено, что и сейчас кто-нибудь захочет увести у государства недвижимость по той же схеме. Тем более, что злополучный Военторг №257 сейчас опять проходит процедуру ликвидации.

Александр Лабыкин

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале