Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Самарскому правительству пришел «привет» от Сердюкова

28.11.2012 / 16:54 Подробности

Скандал, связанный с отставкой министра обороны Анатолия Сердюкова продолжает набирать обороты. Приобретают публичную огласку не только коррупционные схемы и многомиллионные хищения, но и другие факты, способные нанести удар уже по репутации нового командования и высокопоставленных чиновников. Один из таких скандалов назревает в Самарской области. А поводом для него может стать письмо, которое было направлено в областное правительство и губернатору Николаю Меркушкину одним из подчиненных Сердюкова.

6 октября губернатору Николаю Меркушкину и правительству Самарской области было направлено письмо за подписью заместителя министра обороны в ранге статс-секретаря Николая Панкова. В письме Панков настоятельно просит оказать содействие представителям Чешской Республики (ЧР) в открытии памятника чешским легионерам, павшим в Самаре в 1918 году. В установке подобного памятника нет никаких сложностей, если бы чешская сторона не настояла на его открытии в 30 метрах от памятника павшим красноармейцам. Тем самым, которые и были расстреляны белочехами.

«В Министерство обороны России через Посольство Чешской Республики поступило письмо заместителя министра обороны ЧР Михаэла Хрбаты. В своем сообщении г-н Хрбаты выражает негативное отношение к действиям органов государственной власти г. Самары по поводу установки памятника чехословацким легионерам, павшим в 1918 году в Самаре и окрестностях», — говорится в письме, адресованном региональному правительству.

(Нажать для увеличения)

По мнению Хрбата «наиболее оптимальным вариантом является завершение ранее начатых работ по установке памятника в г. Самаре по ул. Красноармейской, 133, месте, где в годы гражданской войны были захоронены чехословацкие военнослужащие».

В последнее время самарское правительство фактически смирилось с точкой зрения правительства некогда одной из братских республик, входивших в состав соцстран. Не углубляясь в дебри истории можно сказать, что для России в целом и Самары в частности представители корпуса, который в ЧР называют исключительно «легионерами» по большому счету фигурировали под термином «белочехи», либо «белоучредиловская контрразведка».

Из воспоминаний А.С. Башенковского, 1958 г.
«В последние дни своего господства в Самаре белочехи и белогвардейцы нашли еще один способ убивать людей. За время своего хозяйничанья учредиловцы и белочехи награбили много товаров и продовольствия. Все это они свезли в склады на берегу Волги. В складах имелось много сахару, крупы, муки, мыла, готового платья, обуви, мануфактуры. Вывезти все белогвардейцы не имели возможности — не хватало транспорта, поэтому они допускали жителей к складам. Но как только люди начинали выносить вещи или продукты, белогвардейцы открывали огонь. Если при вступлении чехов в Самару улицы ее были залиты кровью, то 7 октября 1918 года, когда входила Красная Армия, на улицах не было ни стрельбы, ни убийств».
 

Справедливости ради стоит отметить, что большинства местного населения к установке подобного памятника в регионе относится нейтрально. Однако многих возмущает тот факт, что представители ЧР добиваются установки памятника практически вплотную к памятнику их жертвам. Кроме того, по мнению краеведов, данное место не является массовым братским захоронением легионеров. Ранее здесь было расположено обычное кладбище, которого уже давно не существует. Кроме того, чешской стороне неоднократно указывали на тот факт, что захоронения легионеров имеются в области и предлагали установить памятник в любом указанном месте. Но все данные предложения наталкивались на стену непонимания. Либо же, по мнению экспертов «Первого антикоррупционного», представители ЧР как раз осознавали, что именно они требуют, но старались этого не афишировать. По версии компетентных источников, на лоббирование данного вопроса со стороны посольства Чехии давят представители Запада. Известно, что аналогичным образом были установлены памятники «павшим легионерам» и в других городах России. Причем, имеют место факты установки памятников именно в тех местах, где официально нет никаких захоронений.

В письме, адресованном губернатору и правительству Самарской области, Николай Панков просит в короткие сроки проинформировать о точной дате открытия памятника для организации встречи министра обороны ЧР и министра обороны РФ. Письмо составлялось в начале октября в бытность министром обороны РФ Анатолия Сердюкова.

Возможно, что именно Сердюков намеревался провести данную встречу, но далеко не факт, что крайне необходимо это будет новому министру обороны Сергею Шойгу, с приходом которого, политика, проводимая ведомством по всем направлениям, претерпевает радикальные изменения. Несмотря на столь существенный аспект письмо Панкова уже запущено в работу.

Корреспонденту «Первого антикоррупционного» стало известно, что правительство Самарской области под председательством вице-губернатора Александра Нефедова уже провело соответствующее совещание. На нем присутствовали министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова, руководитель областного департамента по вопросам противодействия коррупции Валерий Юртайкин, а также представитель администрации Самары в лице Виктора Кудряшова.

На совещании было дано указание об определении ориентировочной даты открытия памятника. Дата обозначена апрелем 2013 года.

По итогам совещания также был дан ряд поручений. Так, в срок до 1 декабря 2012 года было поручено следующее: «Администрации г. о. Самара совместно с департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области, департаментом по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области и ГУ МВД Самарской области проработать вопрос о реализации комплекса превентивных мер по предотвращению возможных акций вандализма в отношении памятника чехословацким легионерам после его установки», — говорится в одном из пунктов поручений. То есть уже априори правительство допускает возможность, что в отношении памятника будут иметь место акты вандализма и тем не менее соглашается с выбранным местом. Какие именно превентивные меры будут направлены на предотвращение подобных действий, не сообщается. Единственным публичным проявлением своего отношения по факту установки памятника, был немногочисленный пикет представителей КПРФ летом этого года. Впрочем, особого внимания эта акция не привлекла и резонанса в обществе, кроме ряда газетных публикаций не вызвала.

Другое поручение касается информирования населения, и оно также адресовано администрации Самары, которая до последнего сопротивлялась открытию памятника именно на улице Красноармейской. Ответственным лицам из мэрии поручено составить медиа-план по информированию граждан Самарской области о пребывании во время Гражданской войны в Самаре чехословацкого корпуса. Данный план должен быть передан на утверждение Александру Нефедову уже на этой неделе.

Пока неясно, какого рода информация будет транслироваться для местного населения. Кроме того, правительство упускает из вида тот факт, что старшее поколение хорошо проинформировано об этом периоде истории не только по публикациям советских изданий, но и по воспоминаниям старших родственников. Если планируется пересмотр некоторых их страниц истории, то ничего, кроме отторжения, это в конечном итоге не вызовет.

Довольно странно, что при подобных обстоятельствах молчание хранят официальные лица вкупе с министром культуры Ольгой Рыбаковой. От последней и вовсе не поступило никаких возражений относительно «памятного знака» — именно так он обозначен в документах — белочехам. Фактически, министерство оказывает помощь другой стране, при этом не заботясь о сохранении памяти о тех, кто с белочехами сражался. В самом центре Самары неподалеку от площади им. Куйбышева на улице Галактионовской находится заброшенный и начавший разрушаться особняк с памятной табличкой в честь Алексея Галактионова.

Историческая справка
«Во время белочешского наступления на Самару в начале июня 1918 г. Галактионов организовал артиллерийскую оборону, командовал одним из отряда, отказался эвакуироваться из города, остался для подпольной работы. Некоторое время скрывался в с. Богдановка Самарского уезда. Затем перебрался через линию фронта в г. Покровск (ныне Энгельс). Партия направляет его на политическую работу в Красную армию. 7 октября 1918 г. в Самару с боями первыми вошли части 1-й Самарской дивизии, которой командовал С. П. Захаров, а комиссаром был А. П. Галактионов».
 

   

По логике министра культуры Самарской области гораздо больше резона в том, чтобы посодействовать другой стране в открытии памятника. Пусть даже данное обстоятельство и вызовет недовольство в массах. В реставрации же и сохранении особняка, который стоит на улице, так же названной в честь Галактионова, особой нужды, видимо, нет. Отношение к данному факту уже высказывали СМИ. Тем более, что особняк с памятной табличкой по иронии судьбы расположен по соседству с региональным Союзом архитекторов и в трех кварталах от «Белого дома».

Резюмируя сказанное, можно сделать выводы, что негатив, по поводу установки памятника, будет скорее всего обращен на главу г. о. Самара Дмитрия Азарова. Практически все поручения адресованы ему и его подчиненным. Стало быть именно городскую власть в конечном итоге обвинят в «непопулярных мерах».

Некоторые из собеседников «Первого антикоррупционого», правда, не исключают, что место установки может быть перенесено, несмотря на давление со стороны посольства Чехии. Но это произойдет лишь в том случае, если новый министр обороны Сергей Шойгу отзовет письмо, направленное с подачи его предшественника.

Кроме того, смена установки не вызовет сколь-нибудь серьезных финансовых потерь. Правда, именно на это обстоятельство почему-то указывает Николай Панков, оценивая потери чешской стороны от переноса в  5000 EUR. Именно такую сумму уже вложили в работы по обустройству фундамента. А фундамент подразумевает именно памятник, а не «памятный знак», как сказано в официальных документах.

Возможно, что на данное обстоятельство обратит внимание и губернатор Николай Меркушкин, для которого камнем преткновения не стал даже перенос места строительства стадиона в Самаре к ЧМ-2018. Хотя, в последнем случае потери ряда «инвесторов» оценивались в миллиарды рублей.

Точка зрения

Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы, доктор исторических наук:

— В гражданской войне нет ни победителей, ни побежденных. У всех вызывает массу вопросов тот исторический факт, когда речь идет о чехах. Они оказались заложниками смуты, и их втянутость в это произошла из-за предательства.

После предательства Колчака чехи превратились во враждебную всем силу, которая просто занималась грабежами. Существует даже версия, что Чешский национальный банк создавался на те деньги, которые были вывезены в том числе и из Самары. Это часть так называемого золотого запаса России.

Что касается выбора места под памятник, то это не говорит о том, что мы должны установить мемориал, который бы стал отправным местом переписывания истории. С точки зрения общественных настроений, это неправильно. Наравне с памятником Чапаеву может быть и памятник Каппелю, но это вопрос не сегодняшнего времени. Все-таки в обществе остались люди, у которых сохранились негативные настроения в отношении этой страницы истории. И я думаю, чехам было бы неприятно читать в газетах, что их памятник облит краской или над ним совершен какой-либо иной акт вандализма. Можно установить какой-то памятный камень, но не более того.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале