Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Протоиерей Всеволод Чаплин: в РПЦ коррупции нет

Главный социальный институт в России, свободный от коррупции, — это Русская Православная Церковь. Об этом в интервью pasmi.ru заявил один из главных ньюсмейкеров РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин.

По его словам, в Церкви практически нет товарно-денежных отношений, люди трудятся почти бесплатно, отдают безвозмездно все, что считают нужным. Поэтому здесь нет алчности, взяток и коррупционных схем.

Как отмечает pasmi.ru, некоторое время назад отец Всеволод прославился своим средневековым осуждением Pussy Riot: «Для тех, кто совершил упомянутый грех, кара Божья неизбежна. Бог не прощает их и не простит, как не прощает и не простит Церковь…».

В разгар судебного процесса над участницами «панк-молебна» в ХХС pasmi.ru попыталось узнать, как эволюционировали за пять месяцев взгляды отца Всеволода.

Pasmi.ru: Вы следите за судом над Pussy Riots?

Всеволод Чаплин: Все комментарии по этому вопросу будут после оглашения приговора. По этому поводу все, что можно было сказать, уже сказано, ничего нового я лично в этом процессе не усматриваю, после появления приговора, точнее, после появления судебного решения, появится возможность вновь вернутся к дискуссии по этому поводу.

Pasmi.ru: А вот, чисто по-человечески, как вы…

Всеволод Чаплин: Все, что я сказал, — я сказал. Спасибо.

Pasmi.ru: Сейчас мы находимся в преддверии еще одного возможного судебного процесса по делу «Кировлеса» и Алексея Навального. Вы встречались с ним и даже хорошо отзывались по итогам встречи…

Всеволод Чаплин: Да, мы встречались. Я думаю, что те акции, с которых он начал свою политическую активность, не случайно поддержаны большим количеством людей. Разоблачение коррупционеров (как тех, кто дает взятки, так и тех, кто берет) — это очень полезный для общества процесс.

Зачастую такие информационные процессы оказываются действеннее, чем жалобы. Ведь коррупционеры научились обходить бюрократические барьеры, научились обходить решения суда. Но им до сих пор сложно игнорировать обнародование преступлений. Может быть, они этому научатся когда-нибудь, но пока такой метод очень и очень действенный. Когда сообщества и отдельные граждане используют возможности немедленной публикации данных о том или ином преступлении, это останавливает повторение подобного в будущем.

Pasmi.ru: У Церкви есть свое видение, как бороться с коррупцией?

Всеволод Чаплин: Коррупция, действительно, одна из серьезных проблем общества. Надо искать такие пути решения, которые соответствовали бы исторически характеру нашей страны, ее менталитету. Бессмысленно просто идти на поводу у внешних критиков России, которые постоянно используют тему коррупции, чтобы унизить страну и заставить ее развиваться по несвойственным для нее принципам.

Очевидно, что в государстве с мощной христианской позицией, которую не смогла перебить даже советская эпоха, эпоха государственного безбожия, справедливой считается определенная структура общества, она же присуща большинству католических стран. В общественной иерархии высшие позиции должны занимать государственные служащие и воины, а не торгаши, не шуты, не разного рода манипуляторы.

Очень важно, чтобы люди, несущие эту государственную услугу, во-первых, имели бы достойный материальный уровень жизни, а во-вторых, были бы совершенно неуязвимы перед попытками подкупа или угрозы.

Хорошо известно, что в России предприниматели и всякие другие «авторитеты» пытаются влиять на чиновников через подкуп или угрозы.

Чиновники не должны стоять по материальному уровню на много ступеней ниже, чем средний бизнес, не говоря о крупном. И любую угрозу они должны иметь возможность эффективно парировать, сделав дальнейшую деятельность угрожающих невозможной.

Если установится такая система, большая часть проблем коррупции будет снята. В рамках такой системы получение взятки или другие поступки, основанные на коррупции, должны влечь за собой окончание чиновнической карьеры и самое суровое наказание, которое однозначно бы приводило к исключению из тех социальных условий, к которым он когда-то принадлежал, как в материальном, так и в моральном отношении. Вот такие мысли.

Pasmi.ru: Скажите, а в РПЦ, как большом социальном институте, есть явления коррупции?

Всеволод Чаплин: Нет, поскольку в Церкви практически нет товарно-денежных отношений. Люди трудятся почти бесплатно, отдают бесплатно один другому все, что считают нужным.

Pasmi.ru: То есть скандалы вокруг РПЦ раздуты намеренно?

Всеволод Чаплин: Что вы имеете ввиду? Я вообще не понимаю, о чем речь.

Pasmi.ru: Я имею ввиду историю с квартирой Патриарха и интернет-скандал с его часами.

Всеволод Чаплин: Патриарх может иметь квартиру, которую ему подарили, в этом нет совершенно ничего плохого. К теме коррупции этот вопрос совершенно не имеет отношения, как и к теме закона и нравственности. У Патриарха может быть квартира, это законно и вполне нравственно.

Pasmi.ru: В этой связи, наверное, церковь, как никто другой, заинтересована в принятии поправок в закон о клевете и ужесточении наказания…

Всеволод Чаплин: Нужно находить тонкий баланс между ответственностью за свои слова и свободой высказывания. Если человек лжет, если он оскорбляет другого, это должно наказываться достаточно строго. В те же 90-е годы некоторые СМИ, а сейчас некоторые блогеры, совершенно распоясались, оскорбляя людей, упиваясь при этом собственной безнаказанностью.

В цивилизованном обществе, где люди уважают друг друга, такого быть не должно. Так что ответственность за свои слова должна быть. Я бы хотел напомнить один принцип древнего церковного права: «если кто-то обвиняет другого в том, что тот не совершал, он должен нести наказание такое же, какое положено за поступок несовершенный несправедливо оклеветанным». Этот принцип был выработан не случайно. Клевета — опаснейшая вещь!

P.S. Известный миссионер, протодиакон Андрей Кураев, комментируя ортодоксальность отца Всеволода Чаплина, предложил не пугаться: «Это очень интересный феномен сегодня — православный перфоманс, игра в православие. Вот позиция отца Всеволода Чаплина — это  православный перфоманс, игра в супер-ортодоксию для  сознательного эпатирования публики. Людям кажется, что это ужасное средневековье, а на самом деле это модернизм, так как человек  сам не верит в то, чем пугает других. Поэтому и говорю: не пугайтесь о. Всеволода. Он добрый. Это просто перфоманс».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале