26.06.2012 / 05:37

Автопарк госкомпаний станет известен

Канцелярские товары, воду, компьютеры и автомобили госкомпании и коммунальные монополисты уже с июля этого года должны будут закупать на электронных торгах, пишут Московские новости.

Правительственное постановление конкретизирует положения вступившего с начала этого года в силу закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Распространяется он на компании с государственным участием, на контролируемые ими дочерние и внучатые организации, а также на коммунальных монополистов, работающих по регулируемым государством тарифам. Правительство решило воспользоваться предоставленной законом возможностью и установило перечень товаров и услуг, которые такие организации должны закупать непременно в электронной форме.

В списке оказалось всего 12 позиций: бумага, канцтовары и полиграфическая продукция (кроме рекламной, сувенирной и подарочной), электронно-вычислительная техника, телевизоры и средства связи, простая медтехника (кроме мединструментов и ортопедических приспособлений), часы, фото- и киноаппаратура, автомобили и другие транспортные средства, а также услуги по их обслуживанию, питьевая вода, ремонт оргтехники и уборка помещений. Но и по ним электронные закупки будут проходить не всегда. Их можно избежать, если на контракт распространяется гостайна, при закупках мелких партий стоимостью менее 100 тыс. рублей, а также в тех случаях, когда закон допускает проведение закупок у единственного поставщика (в чрезвычайных условиях).

Столь короткий перечень руководитель направления «Госзакупки» консалтинговой компании МЦФЭР Евгений Красавин объясняет нежеланием государства сразу «обременять госкомпании всеми возможными проблемами госзакупок». Это подтверждают в Минэкономразития: «Мы пока анализируем воздействие нового закона на рынок, не хотим «загонять» бизнес в жесткие рамки в их закупочной деятельности». Для сравнения: бюджетные государственные и муниципальные организации обязаны закупать на электронных аукционах товары и услуги 50 номенклатурных позиций.

Самыми заметными в правительственном списке являются автомобили. По крайней мере, можно будет узнать, на каких авто предпочитают передвигаться в госкомпаниях и почем их там покупают, отмечает Красавин. Он не исключает, что появление этой позиции в перечне — дань общественному интересу к теме чиновничьего автопарка. Но полагает, что закупки медтехники могут оказаться гораздо более финансово емкими: «Одни томографы сколько стоят».

Красавин обращает внимание, что закон 223-ФЗ и постановление требуют от госкомпаний проведения закупок в электронной форме, а не на электронных аукционах, как закон «О госзакупках». «В электронной форме могут быть не только аукционы, но и конкурсы, запрос котировок, запрос предложений», — напоминает эксперт. «Можно даже конкурентные переговоры по скайпу провести», — добавляет директор Института управления закупками ВШЭ Ирина Кузнецова. К тому же это размещение может делаться на любой из существующих электронных площадок или даже на собственном сайте госкомпании.

«Раз список короткий, значит, он нацелен на проведение по этим товарам электронных аукционов, где выбор поставщика определяется ценой», — предполагает Кузнецова. «Перечень абсолютно точно неполный. Список товаров, работ и услуг, которые можно было бы закупать в электронной форме, гораздо шире: от банковского оборудования до строительства больших супермаркетов», — уверен председатель совета директоров ЗАО «Сбербанк-АСТ» Николай Андреев. Работающая на портале Fabrikant.ru корпорация «Росатом» почти все свои закупки перевела в электронную форму, добавляет гендиректор торговой площадки Сергей Габестро. Но он опасается, что «значительное расширение списка обязательных к закупке товаров приведет к росту конфликтных ситуаций». Пусть огромное количество компаний сначала научатся работать по новому закону.

Даже в нынешнем виде постановление обеспечит рост объемов оборота электронных площадок, надеется Андреев. Потому что электронные процедуры делают закупочную деятельность более эффективной, прозрачной, экономят деньги и время. «Перечень — это еще одна гарантия, что хлеб насущный у электронных площадок будет всегда», — соглашается Кузнецова. «По моим прогнозам, в 2012 году объем торгов на Fabrikant.ru как минимум утроится», — подтверждает Габестро.