Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Непрозрачный проект «Кентавр»

22.05.2012 / 14:14

Планы Министерства обороны РФ приобрести в Италии лицензию на производство колесных танков Centauro («Кентавр») в очередной раз продемонстрировали наличие целого комплекса неразрешенных проблем в сферах гособоронзаказа, программы перевооружения и оборонной промышленности. Напомним, что 12 мая во время визита в Тулу председатель Военно-промышленной комиссии при правительстве России Дмитрий Рогозин подчеркнул: «Техника в войска будет идти только российского производства, за исключением иностранных отдельных образцов, которые будут закупаться для ознакомления». Таким образом, начался очередной виток разногласий между Правительством в лице Рогозина с одной стороны и Министерством обороны и Генеральным штабом — с другой. Более того, намерения Президента РФ Владимира Путина навести порядок в программе перевооружения и гособоронзаказе могут быть серьезно осложнены расширяющейся диспропорцией между отечественным и зарубежным вооружением, которая сопровождается нарастающими трениями производителей и их лоббистов. Наконец, многие эксперты заявляют о «непрозрачности» схем импорта оружия, что явно не способствует оздоровлению ситуации с коррупцией в военном ведомстве.

Зачем нам «итальянцы»?

15 мая на подмосковном полигоне Алабино начались испытания первых двух колесных танков «Кентавр», закупленных в Италии Министерством обороны. Через 1,5 месяца в Россию прибудут еще 2 таких машины, вооруженных орудиями более крупного калибра. Между тем, российские военные эксперты задаются вопросом, для каких целей будут приобретаться «Кентавры», и нужны ли они нашей армии вообще? Производство этих машин началось еще в 80-х годах прошлого столетия. То есть, новейшими образцами западной бронетехники их назвать никак нельзя. Еще одним серьезным недостатком «Кентавров» является слабая броневая защита, что представляет собой прямую угрозу выживанию членов экипажа в условиях реальной боевой обстановки. Тем не менее, проект «Кентавр» анонсируется, как уже де-факто запущенный: официальные представители компании–производителя Oto Melara и «Рособоронэкспорт» объявили о предполагаемом их серийном выпуске на заводе КамАЗ в Набережных Челнах.

Следует особо подчеркнуть, что в Военно-промышленной комиссии, Министерстве обороны и Генеральном штабе сложились взаимоисключающие взгляды на вопрос о том, какая техника нужна российской армии – отечественная или зарубежная. Так, 3 января в интервью телеканалу RT первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков заявил: «Наша армия сейчас нуждается в современном вооружении, и пока российские оборонные предприятия не могут обеспечить тем, что нам необходимо, мы будем закупать вооружение за рубежом». 14 февраля начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Николай Макаров сообщил, что Минобороны РФ в ближайшие несколько лет не будет закупать бронетехнику у российских производителей. Это заявление вызвало резкую критику вице-премьера Дмитрия Рогозина. Точку зрения последнего полностью поддерживают военные профессионалы. Президент Академии военных наук России генерал армии Махмут Гареев считает: «Как можно ругать наше оружие? Десятки стран мира покупают автоматы Калашникова и российские танки. Неужели они стали бы платить деньги за плохое оружие?»

Говоря о финансовой стороне вопроса, можно вспомнить весьма показательную в этом смысле историю с приобретением еще одного образца итальянской бронетехники. 30 января Минобороны РФ заключило контракт с итальянской компанией Iveco на покупку 60 бронемашин LMV M65 Lynx (в Вооруженных силах России обозначается как «Рысь»). Стороны подписали контракт в декабре прошлого года, однако точная сумма сделки осталась неизвестной. Схема была по сути та же, что и применяется сейчас в отношении «Кентавров»: Министерство обороны купило 4 бронемашины «Рысь» и провело предварительные испытания. По итогам этих испытаний поставка итальянских бронемашин была включена в государственную программу вооружений на 2011-2020 годы, согласно которой планируется приобретение 1775 бронемашин «Рысь». Примечательно, что 30 декабря 2011 года (практически единовременно с заключением контракта с итальянцами) Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ) изготовил по заказу

Министерства обороны опытный образец новой бронированной машины «Тигр-6А». Высокую оценку этой российской машине дал командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов, который заявил: «Мы планируем усовершенствовать и закупать бронеавтомобиль «Тигр» для разведывательных подразделений». Сам за себя говорил и тот факт, что заинтересованность в покупке «Тигра» выразили десять стран, включая Бразилию, Иорданию и Израиль. Интернет-издание «Военное обозрение» отметило по этому поводу: «Вызывает недоумение приобретение и использование бронемашин «Рысь», так как основные комплектующие поступают из стран НАТО (двигатель вообще американского производства). Основной ее конкурент — отечественный «Тигр», имея аналогичные характеристики, и стоит к тому же в 4 раза дешевле. Общая стоимость приобретения комплектующих и полной сборки бронемашины «Рысь» около 20 миллионов рублей. Полная стоимость одного отечественного «Тигра» — 5 миллионов рублей. Мало того, что не поддерживаем отечественный производственный комплекс, но и покупаем дороже. Странный выбор Минобороны РФ может, конечно, базироваться на имеющемся опыте использования итальянского «Iveco LMV M65». Подождем официальных разъяснений от военного ведомства».

По информации издания «Военное обозрение».

Особое мнение о причинах закупки «Кентавров» было высказано известным экспертом в области бронетехники полковником Виктором Мураховским. По его словам, российским военным производителям может понадобиться опыт по созданию унифицированной платформы для отечественной бронетехники на основе технологии этого итальянского танка. Однако вопросы все равно остаются. 23 апреля вице-премьер и председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин посетил «Уралвагонзавод» и полигон Нижнетагильского института испытания металлов, чтобы проинспектировать ход работ по созданию универсальных боевых платформ, которые продвигаются вполне успешно. Платформой нового поколения станет «Армата». Под этим шифром разрабатывается универсальная гусеничная база для танков, самоходных артиллерийских установок, подвижных комплексов ПВО, новых БМП, инженерных и других машин, необходимых Вооруженным силам России. Платформа «Армата» должна быть предъявлена оборонному ведомству не позднее середины 2014 года и начать серийно выпускаться уже с 2015-го. Очевидно, что в данном случае «Кентавры» становятся пятым колесом в телеге.

Бардак и, возможно, коррупция

9 августа 2011 года новостью дня стала информация о том, что решение Минобороны о производстве в России итальянских бронемашин «Рысь» под угрозой срыва. Автоконцерн КамАЗ, на котором предполагалось их производить, отказался от участия в проекте. Сборку «Рыси» пытались наладить на одном из военных ремонтных заводов в Брянске. Затем было принято решение создать специально для этих целей российско-итальянское предприятие в Воронеже. Итог: произведено всего 10 бронемашин. Проблема была ожидаемой — ключевые узлы «Рыси» неитальянского происхождения: керамическая броня немецкая, ее основа из голландских материалов, а двигатель американский. IVECO не смогла передать права на производство этих узлов, поскольку они ей не принадлежат, а с американцами у России нет соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Ситуация, прямо скажем, абсурдная даже в условиях мирного времени. А уж если бы все это случилось во время войны…

Тем не менее, вышедший комом первый российско-итальянский блин, по-видимому, не смущает сторонников проекта «Кентавр». Ирония судьбы заключается в том, что производство итальянских колесных танков предполагается поручить тому же предприятию, где подобная затея уже провалилась. Некоторые эксперты склонны объяснять эту странную ситуацию тем обстоятельством, что разногласия между Военно-промышленной комиссией, отстаивающей интересы отечественных оружейников, и военным ведомством зашли слишком далеко и каждая сторона стремится неуклонно проводить свою политику, которую считает абсолютно правильной. Правда, есть и другое мнение. Его высказал директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, предположивший, что закупки итальянской техники — это новая отработанная коррупционная схема. По его словам, «отмыть деньги за рубежом гораздо более просто, чем открыто закупать военную технику у российских производителей». Хотя есть и «третья версия»: Министерство обороны специально ориентируется на закупку устаревших «Кентавров», чтобы произвести их модернизацию и получить новый образец бронетехники, который может быть использован на Северном Кавказе.

Последнее слово за Рогозиным

17 мая вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Военно-промышленной комиссии могут быть предоставлены контрольные функции при решении споров между Минобороны и предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках контрактов по гособоронзаказу. «Проблема состоит в том, что надо решить вопрос по объективному арбитру. В этом плане последние решения направлены на то, чтобы наделить Военно-промышленную комиссию функциями такого объективного арбитра между государственным заказчиком в лице Министерства обороны и промышленностью как исполнителем», – разъяснил Рогозин. Очевидно, что это означает серьезное изменение баланса полномочий в треугольнике ВПК-Минобороны-Генштаб. Насколько эффективной будет новая система управления и контроля – покажет время. Но применительно к истории с закупками «Кентавров» эффект был, можно сказать, молниеносный. После вышеупомянутого заявления Рогозина поступила реакция от представителей Общественного совета при Министерстве обороны. Было заявлено, что пока перспективность сделки не оценит экспертный совет Военно-промышленной комиссии, ни о каком приобретении лицензии на производство «Кентавров» в России речи идти не будет.

Артем Ивановский

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале