23.04.2012 / 08:29

Госкомпании завершили отчитываться по бенефециариям

Госкомпании закончили сбор информации о бенефициарах своих контрагентов и проверку аффилированности топ-менеджеров: данные ушли в правительство, которому предстоит решить, можно ли на их основе бороться с коррупцией, пишет Коммерсантъ.

Самую громкую и скандальную цифру обнародовал лично Владимир Путин, заявив, что «из всего проверенных 352 человек руководящего состава у 169 должностных лиц выявлена аффилированность с 385 коммерческими организациями».

Персональных претензий удостоились семь топ-менеджеров ФСК, Холдинга МРСК и подконтрольного ему «Тюменьэнерго», «Системного оператора ЕЭС» и «Совета рынка», а также почему-то глава частного холдинга «Энергострим» Юрий Желябовский, которе довольно быстро потеряли свои должности. Но еще 162 имени так и не были оглашены. Более того, до последнего времени ни об одной отставке топ-менеджера нефтегазовых, энергетических, транспортных госкомпаний, госбанков в связи с результатами проверок не объявлялось.

Оформленную готовность обнародовать отставки, последовавшие за антикоррупционными проверками, выказал только «Росатом». На прошлой неделе на совете госкорпорации по прозрачности было объявлено, что по результатам проверок было уволено шесть топ-менеджеров компаний, входящих в структуру «Росатома», еще с шестью начат процесс расторжения трудовых договоров (всего под проверки попало около 850 руководителей).

Госкомпании уверяют, что контрагенты раскрываются массово, а отказы редки. Например, в «Росатоме» заявили, что бенефициаров назвали 99% контрагентов госкорпорации, в «РусГидро» привели цифру 98%.

С раскрытием бенефициаров контрагентов ОАО РЖД возникла ситуация, которую источники газеты называли попыткой саботажа. «Сначала РЖД не предоставляла информацию, затем предоставила — но в бумажном виде и с грифом «для служебного пользования», что не позволяло ее обрабатывать»,— говорит один из собеседников издания.

Пока кампания не привела ни к массовым отставкам, ни к масштабному расторжению контрактов с подозрительными поставщиками и подрядчиками. При этом выяснилось, что антикоррупционные поручения правительства противоречат действующему законодательству и выполнить их можно только по доброй воле.

Так, среди законов, в противоречие с которыми может вступать инициатива правительства,— законы о защите персональных данных, о коммерческой тайне, о защите конкуренции и других.