12.04.2012 / 12:12

Взгляд в космос: мы не падаем, а перестали летать

Потеря трех спутников связи, грузового корабля и космической станции в прошлом году заставило общество громко заговорить о кризисе в космической отрасли. Одни списывали череду падений на проделки американцев, другие — на недофинансирование или коррупцию, а третьи усматривали проблему в развитии космической науки в целом. Между тем, неудачи запусков всегда были неотъемлемой частью процесса освоения космоса. Больше настораживает тот факт, что за последние 15 лет число космических стартов в России сократилось втрое.

«Чтобы определить состояние космической отрасли в стране нужно знать две вещи – число космических запусков и процентное соотношение между удачными и неудачными пусками за год», — утверждает независимый эксперт космического кластера Фонда «Сколково» Вадим Лукашевич. Редакция pasmi.ru проанализировала оба показателя, начиная с 1957 года. Выяснилось, что лучшие космические времена пришлись на 70-80-е годы, когда Советскому Союзу ежегодно удавалось совершать около ста и более космических запусков. Россия же, провозгласив себя наследницей СССР, в смутные 90-е очень быстро утратила передовые позиции и вскоре превратилась в «космического извозчика». Уже к 1996 году число полетов постепенно упало до 27 и с тех пор держится примерно на этом уровне, причем около трети — чисто коммерческие в интересах зарубежных заказчиков.

Количество космических запусков в России за период с 1957 г. по 2011 г.

Что касается падений аппаратов, то несправедливо говорить о резком увеличении этого показателя в конце первого десятилетия 21 века. Неудачи всегда были. Среднее соотношение между удачными и неудачными запусками за все 55 лет составляет 9,5%. В первые годы освоения космоса эта цифра достигала 60-80%, в прошлом же году составила 12,5% (на 3% выше среднего показателя). Другими словами, число падений в 2011 году действительно было немного выше, чем случалось в последнее время. Но нельзя забывать, что неудачи — часть любого исследовательского процесса.

Процент неудачных запусков от общего числа за период с 1957 г. по 2011 г.

«Космический извозчик»

Справедливости ради стоит сказать, что наша страна до сих пор удерживает лидерство по числу ежегодно выводимых на орбиту космических аппаратов в мире. К примеру, главный конкурент России — США в 2011 году совершил 18 полетов, что на 14 меньше. Китай отстал от нас на 13 запусков. Причин для ликования в видимом успехе не так уж много — почти половина запущенных российскими носителями спутников (46,5 %) принадлежит другим государствам. Россия по-прежнему выступает в роли главного мирового космического «извозчика». Кроме того, орбитальная группировка значительно уступает конкурентам: если у американцев 400 искусственных спутников, то у России — их не более 110.

Космический кошелек

Лукавит тот, кто говорит о недофинансировании космической отрасли в России. Бюджет Роскосмоса за последние 11 лет вырос почти в 29 раз — с 4,2 млрд рублей в 2000 году до 120 млрд в 2011. Активное финансирование началось три года назад. Если в 2001 году ведомству было выделено только 8,5 млрд рублей, то в 2008 году сумма составила 49,6 млрд рублей, а в 2010 году достигла отметки 100 млрд рублей (более 3 млрд долларов США). Для сравнения: в 1989 году расходы СССР на космос составляли 3,28 млрд долларов США (по курсу того времени).

В целом, расходы РФ на гражданский космос последних лет достигли уровня бюджетирования периода процветания отрасли.

Финансирование космической сферы в России сегодня сопоставимо с аналогичными тратами Китая в этой сфере (3 млрд долларов США в год), Франции (2,4 млрд долларов США в год). Лишь «космический кошелек» США в несколько раз выше — около 18 млрд долларов в год. То есть Россия выглядит достаточно респектабельно на фоне европейских стран в расходах на развитие космоса. Вот только не у всех есть уверенность в прозрачности распределения этих миллиардов.

Независимый эксперт космического кластера Фонда «Сколково» Вадим Лукашевич высказался, что единственным доверенным банком Роскосмоса является частное учреждение «Фондсервисбанк». «Руководство страны меняется, главы Роскосмоса тоже, а вот далеко не самый большой, причем частый банк, продолжает обслуживать одну из самых затратных отраслей страны. Такая стабильность и участившиеся уголовные дела в отношении данного банка вызывают подозрения», — заявил эксперт. И сам глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин в интервью «Комсомольской правде» о проблемах космической отрасли дипломатично высказался о «нецелевом использовании средств».

Кадры космоса

Одна из самых сложных проблем космонавтики сегодня — кадровая. В 1990-х гг. из отрасли ушло большинство сотрудников в возрасте до 30 лет. Причиной этому стали сокращение производства, уровень зарплат и появившаяся возможность «попробовать себя» за границей.

В середине «нулевых» в профильных вузах увеличился поток студентов, молодые люди снова поверили в перспективу развития отрасли. В результате сегодня на предприятиях основная часть работающих— до 30 и старше 60 лет, между ними — разрыв.

Это главная проблема отрасли, полагает летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко. «Аппараты, которые запускала Россия в 2011 году последний раз летали в космос почти четверть века назад. За это время сменилось поколение ученых, конструкторов, рабочих, сборщиков, проектантов. И был допущен разрыв в смене поколений. Если бы мы летали на таком уровне хотя бы каждые четыре года, то не было бы тогда такого разрыва, не терялись бы навыки, не уходили бы специалисты», — говорит он.

Появление профессиональных навыков, конечно, дело времени. Тем более, что есть положительная тенденция — в двух профильных вузах МАИ и МГТУ имени Баумана в последние годы увеличивается число абитуриентов (конкурс при поступлении сегодня 3-4 человека на место).

По мнению космонавта Георгия Гречко, тот факт, что Россия начала заниматься серьезными запусками, уже говорит о совершенствовании этот сферы: «Сначала будет первая неудача, затем вторая, третья, четвертая, а затем, может быть, что-нибудь получится. Потенциал у нас огромный».

Экс-адъюнкт института авиационной и космической медицины Владислав Корочкин считает же, что космические проблемы кроются в отсутствии идеологии развития отрасли и непонимании конкурентных преимуществ России в этой сфере: «Нужно чтобы в руководство Роскосмоса пришел человек, который мыслит по-современному, реально знает технику, понимает уровень возможностей и огромный потенциал нашей космонавтики».

Публично озвучивают свои взгляды на причины проблем космонавтики и те, в чьих руках ее судьба. Недавно назначенный куратор ракетно-космической отрасли вице-премьер России Дмитрий Рогозин в рамках правительственного часа в Госдуме заявил, что «проблемы не имеют какого-то ярко выраженного коррупционного измерения». Он отметил, что сложности вызваны отсутствием отечественной электронной компонентной базы с надлежащими характеристиками и значительным сокращением института военных представительств на предприятиях для обеспечения контроля качества и надежности изделий. Кроме того, Дмитрий Рогозин обратил внимание и на системные проблемы промышленности в целом, связанные, в первую очередь, с подготовкой кадров.

«Говорить нужно прежде всего об устаревшей базе конструкции ракетно-космической отрасли», — высказался глава Роскосмоса Владимир Поповкин на слушаниях в Совете Федерации по проблемам ОПК и подчеркнул, что одна из главных проблем — состояние производственной базы и организация производственных процессов: «Более 70% оборудования имеет возраст более 20 лет. В среднем на предприятиях космической отрасли только 10% оборудования «моложе» десяти лет».

Развитию космической сферы в нашей стране сегодня мешает ряд проблем, которые формировались годами: устаревшая производственная база, нехватка кадрового потенциала и, возможно, нецелевое использование космических миллиардов. Но у России есть все шансы возродить былой уровень полетов, власть с каждым годом увеличивает финансирование самой романтичной отрасли. И если мы сегодня сумеем воспользоваться предоставленными возможностями целесообразно, то не только станем меньше падать, но и снова научимся летать. Поехали!

pasmi.ru