Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Пропали 100 млн и десяток свидетелей

Три уголовных дела в отношении новосибирского девелопера Евгения Грибова и его сестры были возбуждены и прекращены, четвертое прокуратура дважды направляла в суд. Когда рассмотрение все же началось, неожиданно пропали свидетели обвинения и даже сам заявитель.

Забытый чемодан с деньгами

Новосибирский бизнесмен Евгений Грибов: Сегодня суд и правоохранительные органы сильно преобразились

Все уголовные дела против Грибова прекращены  за отсутствием состава преступления, а в отношении его сестры Инессы Оботниной — и вовсе как незаконно возбужденное. При этом и следствие, и прокуратура принесли официальные извинения, а Евгений Грибов выиграл суд о взыскании ущерба.

На четвертой попытке правоохранители резко вырвались вперед. Бизнесмена обвинили в мошенничестве при покупке здания у завода «Электроагрегат». Для проведения этой сделки президентом совета директоров завода Александром Одинцом были привлечены физлица — Анатолий Цой и Роман Редько. Сначала завод продал здание им, но формально, не получил от продажи никаких денег. Редько и Цой оформили недвижимость в свою собственность и перепродали ее ЗАО «Новоград Истейт» и ЗАО НПО «Электропривод». Интересно, что Грибов не является в этих компаниях ни учредителем, ни директором. Сумма сделки составила 100 млн рублей, которые в кассу ОАО «Электроагрегат»  так и не поступили.

Акционер  завода «Электроагрегат» Татьяна Ляхова, родственница Одинца, написала заявление в полицию.

Редько и Цой заявили правоохранителям, что забыли чемодан со 100 млн рублей, а вспомнили об этом, только когда полиция заинтересовалась, где деньги.

К этому времени эти посредники уже были осуждены за мошенничество и другие экономические преступления, но в этом деле им присвоили статус свидетелей. В мошенничестве обвинили Евгения Грибова.

электроагрегат

Ростовского предпринимателя Александра Хуруджи в суде признали невиновным

Следствие, прокуратура, суд

Следствие рьяно взялось за расследование дела Грибова. Было установлено, что сделка прошла в соответствии с требованиями закона: оформлены расписки о получении денег, кассовые ордера, зарегистрирован договор купли-продажи.

Параллельно шли арбитражные процессы, «Электроагрегат» хотел вернуть здание. Но семь судов, включая Верховный суд РФ, признали сделку законной и оставили все на своих местах. Однако следствие не обратило внимания на принцип преюдиции.

«Пострадавших» и «свидетелей» следствие категорически отказалось проверять на полиграфе, хотя это многое бы расставило по своим местам. Грибов прошел исследование – его слова подтвердились на детекторе.

Из материалов дела: «Относительно соглашения об отступном, якобы заключенном между ОАО «Электроагрегат» и Романом Редько и Анатолием Цоем в качестве осуществления расчета за недвижимое имущество ОАО «Электроагрегат», из показаний Редько и Цоя следует, что данное соглашение между ними не заключалось, а подписывалось ими в качестве проекта, рабочего варианта при оформлении сделок купли-продажи».

То есть документ, на котором стоят печати, подписи, которому присвоен номер и прописаны все необходимые данные, на самом деле документом не является. Это проект, поэтому Редько и Цой, спокойно его подписали, совершенно не задумываясь о последствиях.

Все эти нарушения пропустила прокуратура Новосибирской области, менее чем за сутки утвердив обвинение и передав дело в суд. А когда суд из-за допущенных на этапе следствия нарушений вернул дело, прокуратура дошла до апелляции, доказывая обратное, но проиграла.

При второй попытке пропали свидетели

Когда ГСУ МВД России по Новосибирской области снова получило дело, следователи должны были провести дополнительное расследование. По факту никакие мероприятия больше не проводились. То же самое обвинение вновь передали в суд. Началось повторное рассмотрение, этап допроса свидетелей обвинения.

В этот момент пропадает человек, заявивший о преступлении, — Татьяна Ляхова вместе с семьей на неопределенное время уезжает за границу. В суде не появился пока и Редько. Люди, забывшие чемодан со 100 млн рублей, вполне могли бы забыть и о судебной повестке. Не является и член правления «Электроагрегата», давший показания против Грибова.

По логике, представители «Электроагрегата», Цой и Редько должны были оккупировать офис Грибова и бежать в правоохранительные органы, если им не отдали деньги еще в июле 2012 года. Но заявление поступило лишь от Ляховой, которая как акционер предположила, что сделка прошла по заниженной цене, и она не получила свои дивиденды. А Цой и Редько лишь во время следствия вспомнили – деньги то им не отдали.

Позиция обвинения слабеет на глазах.

Зеркальное уголовное дело

Скандальное дело Евгения Грибова отправили на дополнительное расследование

Возможно, такая позиция свидетелей обвинения связана с ослаблением правовой позиции президента совета директоров «Электроагрегата» Александра Одинца. В один день руководство ЗАО «Новоград Истейт» и ЗАО «Электропривод» заключило два многомиллионных контракта. Один — по покупке у ОАО «Электроагрегат» девятиэтажного корпуса на улице Планетной, второй – по продаже акций, принадлежавших предпринимателю Евгению Грибову. Ценные бумаги собирался приобрести председатель совета директоров Электроагрегата Александр Одинец, причем не как руководитель ОАО «Электроагрегат», а лично, как частное лицо.

Александр Одинец
Александр Одинец

Денег на оплату желаемых акций у Одинца не нашлось. Поэтому он уговорил руководство компаний, продававших акции, дать ему две недели на сбор необходимых средств, а чтобы гарантировать неизменность договорной цены, сразу же подписать все документы, касающиеся передачи бумаг. Квитанции к приходным кассовым ордерам с датой предполагаемой оплаты  были помещены в сейфовую ячейку в банке, с условием, что без внесения оплаты за акции Одинец не сможет их получить.

Сотрудники банка, в котором находилась ячейка, рассказали, что спустя две недели после заключения сделок Александр Одинец приехал в отделение банка. Подняв там скандал, он убедил сотрудников предоставить доступ к ячейке, откуда забрал все документы, таким образом, получив контроль над акциями стоимостью почти в сорок миллионов рублей.

Дыра, образовавшаяся в бюджете двух предприятий из-за отсутствия оплаты за акции ОАО «Электроагрегат», сыграла фатальную для ЗАО «Новоград Истейт» и ЗАО «Электропривод» роль. В 2013 году они оба пришли к банкротству.

Конкурсный управляющий Светлана Бочарова подала заявление о хищении акций в правоохранительные органы. В итоге дело было возбуждено только спустя два года – в сентябре 2015. Следственный комитет вел расследование на протяжении года и предъявил Александру Одинцу обвинение. На данный момент дело приостановлено якобы из-за наличия тяжелого заболевания у Одинца, препятствующего проведению следственных действий. Между тем, Одинец является обвиняемым в еще одном деле о мошенничестве. Судебное следствие уже завершается, и в ближайшее время можно ждать приговора.

А дело Грибова пока так и остается инструментом давления на бизнес: ни преступления, ни  обвинения, а предприниматель – на скамье подсудимых.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале