Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Вячеслав Гайзер: за полтора года без меня Коми откатилась на 20 лет назад

Бывший губернатор Коми рассказал о своей невиновности, издевательствах следователей и намекнул на тех, кто стоит за его арестом

Вячеслав Гайзер был арестован 19 сентября 2015 года по обвинению в получении взяток на сумму в 12,3 млн долларов. С тех пор бывший губернатор Коми содержится в Лефортово. Гайзер впервые с момента ареста дал большое интервью. Вопросы были переданы бывшему губернатору по почте, Гайзер ответил на них также письмом. Авторский стиль, пунктуация и орфография сохранены.

%d0%b3%d0%b0%d0%b9%d0%b7%d0%b5%d1%80

— Насколько неожиданным для вас было задержание? Было ли в последнее время до ареста ощущение, что вас «ведут» для того чтобы арестовать?

— Что значит ощущение?

Я точно знал, что на меня активно пытаются сформировать какое либо уголовное дело, причем знал это еще за год до произошедших событий

Поскольку делалось это практически открыто, что называется нагло и демонстративно. Республика то небольшая по населению, все друг друга знают, по большому счету. Провокаций каких-нибудь ждал, но что решатся на задержание, не думал. Просто некогда было интригами заниматься, занят был выборами в Госсовет Республики Коми.

— Как вы относитесь к Александру Зарубину? С чем, с какими силами, связываете инициирование уголовного преследования  вас и ряда чиновников и бизнесменов республики?

Неподъемное «дело Гайзера»

— Александр Леонидович для меня крупный бизнесмен федерального масштаба, много лет проработавший в Республике Коми на разных должностях и разной роли в бизнесе. Долгое время он представлял интересы в Республике одной из крупнейших в России финансово-промышленных групп. Зарубин  — один из самых крупных представителей российского бизнеса с кем я был знаком по работе. Что же касается подоплеки дела, то какие бы красивые лозунги не звучали вокруг него эти полтора года, его истинная суть от этого не поменяется. А она заключается в банальном широкомасштабном переделе собственности в Республике, организованном теми же людьми, что и инициировали это дело. Убедившись на определенном этапе, что я не буду закрывать глаза на некоторые «художества» и активно протестую против этого, меня банально устранили с помощью этого дела. Так что это обычное сведение счетов со мной со стороны тех, кто проявил как минимум непорядочность в своей работе, о чем я еще за год до всех событий докладывал и своему руководству на всех уровнях и руководству тех людей, о которых идет здесь речь. Как  сказал классик: «Если звезды на небе загораются, значит это кому-то нужно». А кому? Достаточно сейчас внимательно посмотреть, кто стал возглавлять предприятия и организации, руководителей которых стали арестовывать в рамках возбуждения уголовных дел. Кто стал контролировать деятельность этих предприятий, кто становится фактическим владельцем таких организаций… Всегда надо, в первую очередь, смотреть на то, кому стало выгодно то, что произошло. Тогда и картина становится ясной и понятной, какие бы при этом «сказки-ужастики» не рассказывались обо мне.

— К вам не пускают родных на свидания. Как вы можете это охарактеризовать?

— Как организацию психологического давления на меня. Какие еще тут могут быть мнения?

За почти полтора года мне в марте прошлого года дали всего одно свидание с моей мамой с циничными словами: «Она у вас старенькая, она вас не дождется»

Затем я подал иск в суд на оспаривание отказов в предоставлении мне свиданий. В результате перед моим юбилеем в декабре прошлого года дали еще одно свидание с мамой. А в феврале этого года с дочерью и с женой. Под лежачий камень вода не течет и надо обязательно добиваться соблюдения своих прав всеми установленными законом способами. А свидания с родными это не «награда» со стороны следствия для тех, кто идет у них на поводу, как мне заявляли следователи, а право, гарантированное УПК РФ содержащемуся под стражей человеку.

— Некоторые фигуранты дела, в том числе и бывший глава республики Коми Торлопов пошли  на сделку со следствием. Можете ли вы дать оценку этим действиям?

— Как человек верующий я никого ни в чем не осуждаю. Мне жалко этих людей. Не каждому дано  выдержать психологический и иной прессинг, в который человек попадает при данных обстоятельствах. Кто-то ломается, кто-то даже заканчивает жизнь самоубийством. В любом случае глубоко пожилому человеку выдержать все это еще тяжелее, чем молодым, которые тоже ломались и наговорили всякой ерунды и на себя и на других людей. Бог всем судья, но и оправдывать таких людей тоже не собираюсь.

— Собираетесь ли вы настаивать на своей невиновности и полностью реабилитироваться, или же вы уже не верите, что процесс для вас закончится хорошо?

Адвокат Вячеслава Гайзера: «Дела Гайзера не существует»

— Моя позиция остается неизменной с самого начала следствия. Все это время я требовал и продолжаю требовать разъяснения того, в чем конкретно меня обвиняют. За полтора года следствия я так этого и не добился. В окончательной редакции обвинения ясности изложения не больше, чем в самом первом его варианте. Я уж не говорю о постоянно менявшихся все это время интерпретациях различных эпизодов обвинения.

Сейчас в ходе ознакомления с материалами дела лишний раз убеждаюсь в том, что четкого понимания, в чем же конкретно состоит моя вина в объявленных эпизодах, у следствия не сложилось. Громкие заявления и позиция обвинения это одно, а фактическая сторона дела это уже совсем другое. Может быть, поэтому до сих пор (!) мои адвокаты не имеют возможности получить доступ к ознакомлению и копированию материалов дела. Как говорят мои адвокаты, они впервые сталкиваются с ситуацией, когда в согласии со ст. 217 УПК уже полтора месяца длится официальный этап ознакомления с документами, а адвокаты лишены возможности фактического ознакомления с документами. Это к вопросу о моем праве на профессиональную юридическую защиту. Конечно, я буду добиваться признания моей невиновности и реабилитации, сколько бы времени для этого не потребовалось.

Я не витаю в облаках и не жду легкого разрешения ситуации

Но это и не повод смириться со сложившимися обстоятельствами и опускать руки. Разве я б мог добиваться решения десятков застарелых проблем в Республике, если бы не шел всегда, что называется, «до упора»? Если бы прислушался только к голосам вокруг, твердившим, что ничего поделать со сложившейся проблемой нельзя и лучше с ней смириться. Это путь в никуда. Я никогда его не признавал и не признаю. На том стоял и стоять буду.

— Как вы оцениваете административную деятельность новых властей в Коми?

— Никак не оцениваю. Я о ней практически ничего не знаю. Оценивать ее должны только жители республики. Знаю только, что попытки самоутвердиться новому руководителю за счет поливания прежней управленческой команды грязью, не зная ни самой этой команды, ни специфики нового места работы, не делает чести таким руководителям. Такими приемами можно манипулировать, вступая в должность, а за полтора года работы пора бы уже держать реальный отчет за свою собственную работу.

Я же знаю лишь официальные данные Госкомстата о показателях жизнедеятельности республики Коми за 2016 год. За полтора года она откатилась на двадцать лет назад по основным показателям. Вот это факт. Вот о чем  надо думать новой власти и жителям. Как жить дальше? И как выправлять ситуацию, которая отражается сегодня на жизни простого жителя Коми. Но здесь от них мы слышим продолжение ужасных рассказов о плохом бывшем главе и о плохом бывшем правительстве, при котором республика только росла год от года в своих показателях, какие бы сложные времена она не испытывала. Статистика – вещь упрямая. А эти разговоры, увы, не помогут в решении возникших проблем в продолжении движения вперед. «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».

Я же искренне желаю и республике и ее жителям, чтобы черная полоса в жизни Коми земли быстрее миновала, а республика вернулась бы на устойчивый путь развития. Все у неё для этого есть. И самое главное ее богатство – трудолюбивый, талантливый, профессиональный народ, у нее никто не отымет. Надо просто перестать раскачивать ситуацию и перестать «ловить черную кошку в черной комнате», особенно если ее там нет.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале