Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Леонид Маркелов: «Публикации о коррупции — предмет анализа правительства Марий Эл»

Вторая часть интервью с главой республики Марий Эл. Леонид Игоревич рассказал об отсутствии сложностей в реализации антикоррупционной политики в республике, о взаимодействии органов власти с институтами гражданского общества и о работе СМИ в регионе.  

Об антикоррупционной политике

ПАСМИ: Назовите, пожалуйста, основные достижения антикоррупционной политики, проводимой Вами в регионе. Что реализовано, какие инициативы внедрены, есть ли успешные практики?

Леонид Маркелов: Прежде всего, необходимо отметить, что антикоррупционное законодательство находится в стадии активного совершенствования. За последние два года введен в действие целый ряд новых положений, претерпели изменения и уточнения уже давно действующие. Соответственно, в ходе реализации правовых норм в сфере противодействия коррупции возникают вопросы их практического применения. В этой связи мы активно взаимодействуем с управлением Президента России по вопросам противодействия коррупции, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, являющимся уполномоченным органом по осуществлению методического обеспечения в сфере противодействия коррупции.

Кроме того, налажено продуктивное взаимодействие с общественными организациями и территориальными органами федеральных органов власти. Так, в декабре 2016 г. состоялась встреча с активом регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», в ходе которой правительству республики передан перечень предложений, выработанных по результатам мониторинга исполнения указов и поручений Президента Российской Федерации. Предложения активистов будут учтены в работе правительства в течение 2017 года.

В целях реализации положений государственной антикоррупционной политики на территории Республики Марий Эл проделан ряд важных первоочередных шагов.

Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» создано управление Главы Республики Марий Эл по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее — Управление). Сформирована Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Республике Марий Эл. Данные структуры активно приступили к выполнению задач, поставленных перед ними.

В частности, Управлением в текущем году проведены 8 проверок в отношении лиц, замещающих руководящие должности в органах исполнительной власти Республики Марий Эл и органах местного самоуправления, которые были назначены на основе анализа представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В результате ряд руководителей привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности, а двое служащих, не дожидаясь окончания проверки и принятия решения об их увольнении в связи с утратой доверия, уволились по собственному желанию.

Активно ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы. Как уже было сказано, российское законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется, поэтому мы приводим в соответствие и республиканское законодательство, и правовые нормы муниципальных образований.

Так, в целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147, у нас принята Программа противодействия коррупционным проявлениям в Республике Марий Эл на 2016 — 2020 годы. Во всех органах исполнительной власти и местного самоуправления республики также приняты и действуют соответствующие планы (программы) противодействия коррупционным проявлениям.

Значительный объем работы проведен по совершенствованию нормативной правовой базы в органах местного самоуправления. Внесены изменения в положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, утверждены порядки сообщения муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

На достаточно высоком уровне была организована работа с муниципальным депутатским корпусом. Одна из новелл антикоррупционного законодательства заключается в том, что в 2016 году впервые все депутаты представительных органов муниципальных образований обязаны были представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Для того, чтобы успешно ее реализовать, пришлось разработать пакет документов, закрепляющий механизм предоставления сведений в каждом органе местного самоуправления. Так как данная процедура для абсолютного большинства депутатов была совершенно незнакома, а отношение к ней, прежде всего у депутатов сельских поселений, далеко неоднозначное, огромное внимание было уделено организации разъяснительной работы и оказанию методико-консультативной помощи.

В результате принятых мер по тем или иным причинам в период декларационной кампании в 2016 году лишились либо отказались от депутатского мандата 17 человек. При этом ни в одном муниципальном образовании представительные органы не лишились кворума, хотя первоначально были такие опасения.

На плановой основе организована работа по разъяснению положений антикоррупционного законодательства среди муниципальных служащих, руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Ежегодно совместно с органами прокуратуры разрабатывается план выездов в администрации муниципальных образований, определяется тематика выступлений. Ежемесячно представители Администрации Главы Республики Марий Эл и соответствующих органов исполнительной власти Республики
Марий Эл выезжают в районы для выступления перед муниципальными служащими, дают необходимые разъяснения.

В каждом органе государственной власти или местного самоуправления определены должностные лица, ответственные за проведение антикоррупционной политики. В целях повышения уровня их компетентности сотрудниками Управления на системной основе проводятся обучающие семинары и занятия, разрабатываются методические рекомендации с учетом практического опыта, имеющегося в республике.

ПАСМИ: Назовите основные проблемы, с которыми Вы столкнулись в реализации антикоррупционной политики? С чем это связано и как планируете решать возникшие трудности?

Леонид Маркелов: Насколько мне известно, федеральное законодательство пока в полной мере регулирует взаимоотношения в этой сфере.

О гражданском обществе и СМИ

ПАСМИ: Как организовано взаимодействие с представителями гражданского общества, СМИ, научного сообщества в соответствии с указом президента №364 от 15.07.2015?

Леонид Маркелов: Взаимодействие органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления с представителями гражданского общества, средствами массовой информации, научным обществом по вопросам противодействия коррупции следует рассматривать в двух аспектах.

С одной стороны, в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», представители гражданского общества принимают непосредственное участие во всех заседаниях Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Марий Эл и комиссиях по конфликту интересов, созданных в органах исполнительной власти Республики Марий Эл и органах местного самоуправления. Кроме того, они вносят предложения по формированию и реализации мер по профилактике коррупции и способствуют формированию общественного мнения о нетерпимости к коррупции.

С другой стороны, они сами являются источником получения информации для подразделений по профилактике коррупции. Регулярный мониторинг СМИ, научных изданий и публикаций позволяет данным подразделениям получать и использовать при проведении проверок не только информацию о доходах и расходах должностных лиц, но также сведения для выявления их аффилированности и оснований для возникновения конфликта интересов.

За три квартала 2016 года проведено 25 выступлений антикоррупционной направленности в общероссийских средствах массовой информации и размещено 19 материалов в печатных и сетевых изданиях.

ПАСМИ: Сколько представителей общественных организаций, бизнеса, СМИ Вы пригласили к участию в комиссии по координации работы по противодействию коррупции?

Леонид Маркелов: Состав Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Марий Эл сформирован в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». В состав комиссии включены представители из числа руководства Общественной палаты Республики Марий Эл, образовательных организаций, а также представители бизнес-сообщества и общественных организаций Республики Марий Эл, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции.

ПАСМИ: Каким образом организовано антикоррупционное просвещение граждан? Как формируется у населения нетерпимость к коррупционному поведению?

Леонид Маркелов: Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 816-р «Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению на 2014 — 2016 годы» в республике утвержден План антикоррупционного просвещения на 2014 — 2016 годы.

В рамках реализации данного Плана государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своих официальных сайтах, а также на информационных стендах размещается информация, раскрывающая содержание принимаемых ими мер по противодействию коррупции, о привлечении к ответственности гражданских (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений, о результатах антикоррупционной экспертизы, а также  информационные и методические материалы, доступные для граждан. Размещаемая информация поддерживается в актуальном состоянии.

Кроме того, данная информация направляется в районные и городские газеты для опубликования.

Должностные лица органов местного самоуправления выступают на местных радиостанциях с информацией о деятельности администраций муниципальных районов по противодействию коррупции.

В качестве дополнительного источника информации, посредством которого государственными органами проводится познавательно-разъяснительная работа с гражданами, используется организация «прямых линий» («горячих линий») по вопросам антикоррупционного просвещения, отнесенным к сфере деятельности указанных государственных органов. Для удобства обращений граждан на главных страницах официальных сайтов отдельных государственных органов расположены баннеры «горячих линий».

Должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, проводятся совещания, семинары, аппаратная и правовая учебы, круглые столы по вопросам противодействия коррупции, соблюдения запретов и ограничений, связанных с гражданской (муниципальной) службой, заполнения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с приглашением представителей правоохранительных и налоговых органов, а также подготовлены памятки, информационные сообщения, методические рекомендации. Только за 2016 год проведено свыше 300 таких мероприятий в органах власти республики.

В локальных сетях государственных органов систематически размещаются лекционные и методические материалы с презентациями по актуальным тематикам.

Должностные лица Управления в 2016 году:

  • провели 2 семинара-совещания с гражданскими и муниципальными служащими и семинар с представителями лесничеств на базе Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл по вопросам применения на практике законодательства о противодействии коррупции;
  • приняли участие в проведении занятий в рамках правовой учебы в 3 государственных органах Республики Марий Эл и в 24 органах местного самоуправления.

Администрацией Главы Республики Марий Эл проведен семинар-совещание с представителями бизнес-сообщества Республики Марий Эл, посвященный вопросам взаимодействия хозяйствующих субъектов с государственными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции, мерам по противодействию коррупционным проявлениям и реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса, на котором с докладом выступил Кравченко А.Г., Заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл. В работе семинара приняли участие 52 руководителя организаций и предприятий республики различных форм собственности.

В целях антикоррупционного просвещения молодежи на базе юридического факультета ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» должностные лица Администрации Главы Республики Марий Эл ежегодно читают курс лекций по антикоррупционной тематике. Так, в октябре — ноябре 2016 г. прочитаны лекции по следующим темам:

  • «Актуальные вопросы обеспечения эффективной деятельности комиссий государственных органов (органов местного самоуправления) по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов»;
  • «Законодательство РФ о коррупции, как социальном явлении: сущность, формы проявления, механизмы минимизации социальных последствий коррупционных правонарушений»;
  • «Актуальные проблемы реализации требований законодательства Республики Марий Эл в сфере противодействия коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл и направления их решения»;
  • «Актуальные проблемы развития антикоррупционных механизмов в деятельности государственных органов Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в ходе совершенствования системы государственного управления»;
  • «Формы и методы работы кадровых служб государственных органов по предупреждению и нейтрализации коррупциогенных проявлений в кадровой сфере».

В целях повышения уровня правосознания граждан, их правового воспитания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения Министерством юстиции Республики Марий Эл проводятся правовые игры с учащимися образовательных организаций Республики Марий Эл на следующие темы: «Человек и закон», «Мы тоже имеем права», «Лабиринт справедливости», «Знай свою Конституцию», «Мы в ответе за свои поступки!», «Что такое хорошо», проведены открытые уроки по темам «Зачетная книжка без взяток», «Борьба с коррупцией». Проведен конкурс на лучший плакат на антикоррупционную тематику среди обучающихся образовательных организаций. Победителям конкурса вручены благодарственные письма Министерства юстиции Республики Марий Эл.

image221471266Информационные материалы антикоррупционной тематики, а именно: работы победителей и лауреатов творческого конкурса «Молодежь против коррупции», проведенного администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола», размещаются на платежных квитанциях за коммунальные услуги в качестве социальной рекламы.

Ежегодно Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл организуется и проводится республиканский конкурс «Чистые руки и честные помыслы». Цель конкурса: привлечение внимания журналистов и общественности к актуальным вопросам демократизации общества, содействия процессам восстановления правового и политического сознания, повышения ценности трудовой морали, законопослушного поведения и ответственности гражданина перед обществом.

Конкурс «Чистые руки и честные помыслы» проводится среди редакций, штатных и внештатных журналистов печатных и электронных СМИ Республики Марий Эл, освещающих вопросы борьбы с коррупцией. Участниками конкурса могут быть зарегистрированные средства массовой информации (независимо от форм собственности) и частные лица, осуществляющие подготовку и распространение информационных материалов, соответствующих целям и задачам конкурса.

Конкурс проводится по номинациям «Лучшая телевизионная передача», «Лучшая радиопередача», «Лучшая публикация в республиканском печатном издании», «Лучшая публикация в городской (районной) газете», «Публикация на региональных веб-сайтах, вызвавшая наибольший общественный резонанс».

В 2016 году такой конкурс проводится уже седьмой раз. Итоги будут подведены в конце декабря 2016 г. Вручение премий по итогам проведения конкурса намечено в День российской печати 13 января 2017 г.

В 2015 — 2016 годах Администрацией Главы Республики Марий Эл организовано проведение социологического опроса общественного мнения граждан об отношении к коррупции и мерах по предотвращению коррупционных правонарушений. Участие в реализации данного мероприятия приняли более полутора тысяч жителей республики, которые показали свою осведомленность в антикоррупционных мерах, принимаемых органами власти, и дали оценку уровня, потенциала и причин коррупции.

ПАСМИ: Реагирует ли власть на публикацию в прессе о коррупции? Используется ли в работе органа по противодействию коррупции мониторинг СМИ и соцсетей?

Леонид Маркелов: Если такие материалы появляются, то они становятся предметом анализа соответствующих служб правительства.

О причинах и условиях коррупции

ПАСМИ: Приведите пример реализации антикоррупционных мер путем устранения причин и условий коррупции.

Леонид Маркелов: Для того, чтобы уберечь государственных служащих от совершения коррупционных преступлений, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по ее предупреждению. Предупреждение коррупции должно иметь безусловный приоритет перед иными мерами противодействия коррупции, в том числе мерами уголовной политики государства. Вместе с тем это направление является одним из самых трудных, ведь его результаты не видны сразу, чаще они направлены на долгосрочную перспективу, что не всегда находит поддержку со стороны отдельных государственных органов, институтов гражданского общества и населения. В настоящее время сформировался целый комплекс мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений.

0408-1Одной из мер по профилактике и преодолению коррупции, определенных Национальной стратегией противодействия коррупции и Федеральным законом «О противодействии коррупции», является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (далее — антикоррупционная экспертиза). В этом направлении Министерством юстиции Республики Марий Эл за 2016 год проведена антикоррупционная экспертиза 643 проектов нормативных правовых актов. В результате в 2 проектах выявлено 6 коррупциогеных факторов, (устранены). В 2015 году проведена антикоррупционная экспертиза 1185 нормативных правовых актов, выявлено 7 коррупциогенных факторов (все устранены).

Кроме того, элементом системы профилактики коррупции является проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах), соблюдения требований к служебному поведению. В 2016 году по результатам проведенного анализа представленных сведений о доходах проведено 43 проверки в органах государственной власти Республики Марий Эл и органах местного самоуправления в Республике Марий Эл. По результатам проверок 28 государственных и муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.

Среди элементов профилактики коррупционных правонарушений необходимо отметить и установление контроля за расходами. В качестве примера можно отметить факт осуществления контроля за расходами муниципального служащего. Основанием для осуществления контроля послужило несоответствие объема денежных средств, имеющихся в заявленных источниках доходов, и суммой денежных средств, затраченных на покупку двух единиц автотранспорта. Результаты контроля за расходами были рассмотрены на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Комиссией установлено, что за допущенные нарушения следует увольнение в связи с утратой доверия, однако, учитывая увольнение муниципального служащего по собственному желанию до окончания проверки, принято решение ограничиться обсуждением.

Как один из факторов профилактики коррупции следует учитывать и контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством о противодействии коррупции. В качестве примера хочется отметить следующее. В 2014 году из органов прокуратуры поступила информация о том, что руководитель одного из муниципальных образований занимается коммерческой деятельностью, что несовместимо со статусом лица, замещающего муниципальную должность. В целях устранения конфликта интересов решением собрания депутатов руководитель был освобожден от занимаемой должности.

Супругой муниципального служащего, являющегося членом комиссии по вопросам приватизации муниципального имущества, была подана заявка на участие в открытом аукционе на право аренды нежилого помещения. Данный муниципальный служащий уведомил работодателя о личной заинтересованности. Уведомление рассмотрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, решением которой рекомендовано главе органа местного самоуправления вывести муниципального служащего из состава комиссии по вопросам приватизации муниципального имущества. Подготовлен правовой акт о мерах по урегулированию конфликта интересов.

Гражданский служащий, в чьи должностные обязанности входит выдача организациям разрешений на получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности, выполняет иную оплачиваемую работу в таком подведомственном учреждении. Гражданский служащий уведомил представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов в данной ситуации. Руководитель государственного органа издал приказ об отстранении гражданского служащего от выполнения каких-либо обязанностей в отношении данного подведомственного учреждения.

ПАСМИ: Сталкивались ли Вы с попытками дискредитировать Вас из-за проводимой антикоррупционной работы? Если да, то как Вы противодействовали этим попыткам?

Леонид Маркелов: Нет, таких фактов не было.

ПАСМИ: В одном из недавних интервью Вы заявили, что жизнь в Марий Эл зависит не от работы правительства республики, а от выделения бюджетных средств на федеральном уровне. Кто же все-таки несет ответственность за развитие региона?

Леонид Маркелов: Мне трудно судить, какое интервью вы имеете в виду, но скорее всего вы просто неправильно его интерпретировали.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале