Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Николай Цуканов: новые меры поддержки и субсидии — шанс сохранить сегодняшние преференции

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов рассказал ПАСМИ, как борются с коррупцией в одном из самых сложных экономических регионов. Напомним, 1 апреля были отменены таможенные льготы, что в значительной степени усугубило положение предпринимателей области.

Николай Цуканов Фото: glavaregiona.ru
Николай Цуканов
Фото: glavaregiona.ru

ПАСМИ: С какими основными проблемами Вы столкнулись в ходе реализации антикоррупционной политики и каких значимых успехов достигли?

— Для начала отмечу, что в Калининградской области создана необходимая организационная структура и нормативно-правовая база в сфере  противодействия коррупции. В 2009 году принят Закон «О противодействии коррупции в Калининградской области», базирующийся на нормах Федерального закона «О противодействии коррупции». Основой для формирования антикоррупционной политики в регионе являются  Национальные планы по противодействию коррупции. Действует Комиссия по координации работы по противодействию коррупции, ставшая преемником Совета по противодействию коррупции, и орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В конце прошлого года утверждён план мероприятий по противодействию коррупции в Калининградской области на 2016-2017 годы.

Особое внимание мы уделяем совершенствованию организационных основ противодействия коррупции. Понимая, что вопросы координации работы в этом направлении имеют решающее значение,  работа Совета по противодействию коррупции за последние два года была значительно активизирована. В его повестке: работа органов, контролирующих расходование бюджетных средств, эффективность деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов, реализация региональных программ противодействия коррупции, повышение эффективности межведомственного взаимодействия, противодействие коррупции в муниципальных образованиях. Наш мониторинг показывает снижение показателя вовлеченности граждан в коррупционные ситуации. Есть основания полагать, что в этом есть немалая заслуга тех мер, которые приняли власти региона.

Особое внимание уделяется работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Ко всем служащим, допустившим нарушения антикоррупционного законодательства, по рекомендации комиссий были применены меры дисциплинарной ответственности. Почти в два раза увеличилось количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, и количество проведенных комиссий. В 2015 году комиссии выявили 38 нарушений (в 2014 году – 21), привлекли к дисциплинарной ответственности 29 служащих (в 2014 году – 20).

Особо подчеркну, что все члены Правительства Калининградской области несут персональную ответственность за реализацию предусмотренных действующим законодательством антикоррупционных стандартов и механизмов их соблюдения.

Совет по противодействию коррупции Калининградской области
Совет по противодействию коррупции Калининградской области

Считаю необходимым также отметить работу по контролю за расходованием бюджетных средств. Напомню, что в январе этого года, на заседании Совета по противодействию коррупции, Президент России Владимир Путин указал на необходимость совершенствования этой работы, выявления на ранних этапах личной заинтересованности и исключения конфликта интересов у  недобросовестных распорядителей и получателей  бюджетных средств. Правительством Калининградской области создан механизм выявления в подведомственных учреждениях сделок в случаях конфликта интересов у руководителей этих учреждений с контрагентами при ведении финансово-хозяйственной деятельности, механизм их контроля и предотвращения. Каждым органом исполнительной власти принят локальный нормативно-правовой акт, устанавливающий процедуры выявления и согласования таких сделок. Разработаны разъяснения по всем случаям конфликта интересов, меры их предупреждения и предотвращения.

Только за 2015 год Контрольно-ревизионная служба Калининградской области (КРС) направила в правоохранительные органы 26 материалов по нецелевому расходованию и присвоению бюджетных средств. Выявленные нарушения касаются в основном сферы здравоохранения, ЖКХ, строительства, закупок.

Совсем недавно в одной из подведомственных больниц наша проверка выявила вопиющие факты присвоения руководством этого учреждения бюджетных средств на сумму 7 миллионов рублей, предназначенных для выплаты зарплаты всем сотрудникам больницы. Эти руководители выписывали себе премии по миллиону рублей, оставляя без премиального фонда рядовых врачей и медсестер. По итогам возбуждено уголовное дело.

По моему поручению КРС проводит предварительное согласование всех нормативно-правовых актов, предполагающих расходование бюджетных средств. Это позволяет предотвратить  неправомерное траты до принятия бюджетных обязательств по контрактам.

Ругулярно проводятся проверки медицинских учреждений в области
Регулярно проводятся проверки бюджетных учреждений в области.

Повышенное внимание уделяется контролю в строительной сфере. Так, КРС установила факты принятия  дополнительных проектных решений, ведущих к увеличению их стоимости. Информация была направлена в прокуратуру, к административной ответственности привлечены виновные лица. Контрольные мероприятия продолжаются.

В центре внимания КРС оказался и Центр проектных экспертиз, который проводит за плату экспертизу строительных объектов, которые строятся за счет бюджетных средств. Было установлено, что более 30 млн. рублей, которые были у Центра и которые могли быть потрачены только на социально-значимые цели, были направлены в Фонд оплаты труда и распределены между собой.

Добавлю, что в регионе внедряются требования нового, утвержденного осенью 2015 года, антикоррупционного законодательства о муниципальных депутатах. Теперь на них также, как и на муниципальных служащих, распространяется обязанность подавать сведения о доходах и расходах, уведомлять о конфликте интересов. Для тех, кто работает на постоянной основе,  вводится запрет иметь счета в зарубежных банках и другие ограничения. В связи с этим в муниципалитетах Калининградской области разработаны и внедрены необходимые механизмы контроля и предотвращения коррупционных нарушений.

ПАСМИ: Как ведётся информационная политика в области противодействия коррупции?

— В её основе – открытость деятельности органов исполнительной власти региона.

Представители СМИ приглашаются практически на все мероприятия правительства области, ведется видео- и аудио-трансляция еженедельных заседаний и оперативных совещаний Правительства. Для участия в мероприятиях, например, рабочих выездах, ограничений для журналистов также никаких нет. Безусловно, власти региона следуют требованиям законодательства, которое обеспечивает доступность для СМИ информации о деятельности органов власти.

roskomnadzor01
По данным Роскомнадзора Калининградская область занимает второе место в округе по количеству СМИ.

По данным Роскомнадзора Калининградская область занимает второе место после Санкт-Петербурга в Северо-Западном федеральном округе по количеству зарегистрированных СМИ. Мы открыты для каждого издания, телекомпании, информационного агентства или независимого журналиста.

 ПАСМИ: Какая ведется работа по взаимодействию органов власти с населением в регионе? Расскажите об успешных механизмах общественного контроля.

— Начинаем с самого простого, но доступного для жителей области и эффективного с точки зрения результатов. На сайте Правительства Калининградской области и в местных СМИ размещаются объявления о работе горячей линии Губернатора по борьбе с коррупцией. Также граждане могут сообщать о фактах коррупции и получать разъяснения по телефону горячей линии по борьбе с коррупцией Министерства образования Калининградской области, опубликованному на официальном сайте этого ведомства и сайтах учреждений образования.

Официальный сайт регионального Правительства регулярно извещает о проведении мероприятий антикоррупционной направленности. В частности, жители области узнают о работе комиссии по урегулированию конфликта интересов, конкурсах  и других акциях, направленных на формирование антикоррупционного поведения.

Открытой и доступной является информация о деятельности Совета по противодействию коррупции, она автоматически рассылается по адресам подписчиков интернет-рассылки, в числе которых все региональные СМИ.

Правительство области поддерживает усилия негосударственных организаций по созданию системы общественного контроля за деятельностью органов власти с широким информированием общественности не только о негативных, но и о позитивных фактах.

Открытие крупнейшего в регионе МФЦ
Открытие крупнейшего в регионе МФЦ

С точки зрения профилактики коррупционных явлений в обществе мы рассматриваем и предоставление услуг гражданам и юридическим лицам через многофункциональные центры – МФЦ. В течение всего одного года такие центры заработали в каждом муниципальном образовании региона. Они не только сокращают время получения документов, но и освобождают граждан от необходимости при оформлении документов лично общаться с  чиновником.

В Калининградской области системно выполняется Национальный план по антикоррупционному просвещению граждан. В соответствии с графиком, проводятся выездные встречи в муниципалитеты, на которых наши специалисты, представители Общественной палаты, избирательной комиссии разъясняют гражданам основы антикоррупционной работы. Просветительские и воспитательные мероприятия по антикоррупционному поведению организуются в калининградских школах, колледжах и вузах. Одной из таких акций стал молодежный конкурс видеопроектов «Коррупция: я против!» по созданию социальной рекламы антикоррупционной направленности. Лучшие 20 видеороликов наших студентов планируется разместить в эфире региональных телеканалов.

ПАСМИ: Какие условия для бизнеса, инвестиционной привлекательности созданы и создаются в регионе? Приведите примеры успешного государственно-частного партнерства.

— На протяжении последних двадцати лет драйвером развития эксклавной экономики являлись преференции Особой экономической зоны. Во многом, именно льготы ОЭЗ помогли многим калининградским предприятиям остаться на плаву в кризисные времена. Сейчас в единый реестр резидентов ОЭЗ включено более 110 предприятий, из них восемь получили статус в 2015 году. Общий объем заявленных ими инвестиций составляет 92,6 млрд рублей, численность сотрудников на предприятиях-резидентах ОЭЗ при выходе на проектные мощности составит более 21,3 тыс. человек.

С 1 апреля 2016 года из-за требований ВТО для калининградских предприятий прекращают действовать  таможенные льготы. Это означало серьезные трудности почти для 800 компаний, на долю которых в экономике региона приходится около 20%. Речь идет о занятости почти 50 тысяч человек, а с учетом мультипликативного эффекта изменение условий хозяйственной деятельности после 1 апреля могло оказать влияние на деятельность предприятий с общим числом занятых работников до 170 тысяч человек. Говорю об этом в прошедшем времени, так как за два последних года совместными усилиями федерального правительства, региональной власти и бизнес-сообщества негативные последствия «проблемы-2016» для эксклавной экономики удалось свести к минимуму.

Во-первых, с 2016 года Калининградская область начинает получать субсидии на создание и содержание рабочих мест, импортозамещение, локализацию сборочного производства и в целом — улучшение экономических и социальных условий проживания в регионе. В текущем году на эти цели предусмотрено 66,7 млрд рублей. Такая мера поддержки  позволит не ухудшить действующие условия хозяйствования для бизнеса, и минимизирует возможные потери эксклавной экономики после отмены таможенных преференций. Ключевые критерии получения субсидии – отсутствие у предприятия долгов по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет, обязательства по сохранению и созданию новых рабочих мест.

Встреча Владимира Путина с Николаем Цукановым
Встреча Владимира Путина с Николаем Цукановым

Во-вторых, продолжают совершенствоваться правила ОЭЗ. В марте президент России утвердил нашу инициативу о снижении минимального порога входа в ОЭЗ со 150млн до 50 млн руб. Такую преференцию получают инвестпроекты в приоритетных для нашего региона отраслях: туризме, оздоровительно-рекреационной сфере, сельском хозяйстве. При этом новые резиденты  также смогут получать вышеуказанные субсидии.

Рассчитываем, что в этом году также появится новый закон, который объединит наиболее оптимальные для экономики Калининградской области условия хозяйствования. Речь идет, в частности, о режиме территорий особой развития, которые согласно действующему законодательству действуют только в отношении территорий Дальнего востока и моногородов.

Новые меры поддержки и субсидии расцениваем не только как шанс сохранить сегодняшние преференции, но как возможность для наращивания компетенции, приобретения новых технологий, создания новых рабочих мест. Мы должны понимать, что ни один льготный режим не длится вечно. В условиях ограниченных возможностей необходимо сосредоточить ресурсы на поддержке предприятий, которые демонстрируют высокую эффективность. А это число высокопроизводительных рабочих мест, доля экспорта, глубина переработки, объем налоговых отчислений и уровень реинвестиций в экономику области. Именно эти критерии должны стать основополагающими.

Инструменты государственно-частного партнерства активно используются в Калининградской области в программах по обеспечению продовольственной безопасности региона, поддержки промышленности, малого и среднего предпринимательства. Например, в проекте сельхозкомпании «Орбита-Агро», которая реализовала крупнейший в регионе инвестиционный проект в области овощеводства. Строительство тепличного комплекса по выращиванию овощей в закрытом грунте было одобрено инвестиционным советом. Правительство области поддержало проект, субсидируя процентные ставки, выплачивая субсидии на гектар площади закрытого грунта. Помогли с газификацией территории тепличного комплекса и это позволило инвестору увеличить производственные мощности тепличного комплекса и организовать цех по переработке овощей.

Механизмы ГЧП положены в основу целого ряда крупных инфраструктурных проектов, реализуемых на территории области в рамках федеральной целевой и областных инвестпрограмм. Бюджетные средства по ФЦП «Развитие транспортной системы России» участвуют в проекте реконструкции калининградского аэропорта «Храброво», в создании кластера полнопрофильных автомобильных производств компании «Автотор», строительстве индустриальных парков.

В рамках государственно-частного партнерства в Багратионовском районе реализуется проект индустриального парка «Экобалтик».

В Гурьевском городском округе при поддержке властей региона ГЧП внедряют в сферу здравоохранения. Частный инвестор вкладывает восемь млн рублей в строительство фельдшерско-акушерского пункта в поселке Матросово.

Стараемся использовать ГЧП для сохранения объектов культурного наследия, видим большой потенциал этого механизма в масштабном проекте развития исторического центра Калининграда «Сердце города».

ПАСМИ: Какие меры приняты для решения задач по повышению престижа государственной службы?

Правительство калининградской области

Сегодня на повышение престижа государственной службы направлены различные федеральные и региональные программы, указы и законы, комплекс мер «репутационного характера». Авторитет госслужащего напрямую зависит от эффективности системы государственного управления. Считаю, что в органах власти должны работать профессионалы, которые постоянно повышают свою квалификацию. Нужно готовить и привлекать на работу кадры, отвечающие современным требованиям. Для решения поставленных задач привлекаются специалисты из самых разных  отраслей, регионов, используются возможности кадровых резервов. В рамках государственной программы  эффективное государственное управление проходят обучение государственные и муниципальные служащие. Правительство области организовывает и проводит мероприятия по повышению квалификации, профессиональной переподготовке руководителей муниципальных образований области, муниципальных служащих.

Мы используем кадровый резерв не только для трудоустройства, но и для того, чтобы дать возможность активным жителям области принять участие в деятельности муниципалитетов и правительства области.

В правительстве Калининградской области наиболее достойных кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы определяет по итогам открытого конкурса отборочная комиссия, в состав которой входят представители СМИ, общественных организаций.

 

 

 

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале