20.03.2012 / 13:20

Трехэтажная коррупция в ЖКХ

20 марта в России отмечается День работников жилищно-коммунального хозяйства. Редакция pasmi.ru поздравляет всех тружеников этой отрасли и желает скорейшего капитального ремонта нашего общего «дома» и избавления его от разрушительной коррупции. Коррупционный риск во взаимоотношениях граждан с ЖКХ составляет 32%, то есть ему подвергается почти одна треть россиян. Такие цифры ставят ЖКХ на пятое место по коррупционному риску среди других сфер. Экономические преступления пронизали эту отрасль до основания — от начальника Жилищно-эксплуатационного управления (ЖЭУ) до простого слесаря. Редакция pasmi.ru, проанализировав махинации в отрасли ЖКХ, пришла к выводу, что за многие годы у коррупции в этой сфере выросли три этажа.

Третий этаж. Бытовая коррупция

Самый примитивный способ нажиться в сфере ЖКХ используют работники обслуживающих организаций. Вызывая сантехника отремонтировать сломавшийся кран, бесплатное выполнение этих работ нам уже кажется чем-то из ряда вон выходящим. Хотя дополнительная оплата услуг, кроме коммунальных платежей, нигде официально не зафиксирована, но все давно привыкли к такой ситуации. А ведь по закону ни одного дополнительного рубля жильцы не обязаны платить за ремонтные услуги. В договоре с управленческой компанией, который жильцы чаще всего в глаза не видели, прописан достаточно объемный перечень предоставляемых организацией услуг, и все эти работы уже заложены в коммунальные тарифы. Справедливости ради надо сказать, что в случае с ЖЭУ одних лишь знаний о перечне обязательных к выполнению услуг оказывается недостаточно. Практикуемая годами система стандартных ответов о нехватке средств изматывает даже тех жильцов, которые более-менее осведомлены о своих возможностях. Но пассивность жителей зачастую перерастает в их готовность к коррупционной ситуации, в которой, по их мнению, выигрывают все участники. Поощрение же такой бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что месяцами в доме может течь крыша, подъезды — быть грязными неделями, злополучный кран — не работать несколько дней, а коммунальщики — ждать денежного стимула.

Второй этаж. Коррупция в тарифах

Эксперты считают, что 40% от суммы, которую мы платим за коммунальные услуги, уходит в карманы чиновникам. Дело в том, что в России нет централизованной тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, что приводит к коррупции в тарифах на них. Цены формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте на свое усмотрение. Те же тарифы на электроэнергию, услуги телефонных компаний, за газ, тепло, воду и так далее диктуют местные монополисты, а местные чиновники утверждают. Как проходит процесс утверждения — никто не знает. Монополисты руководствуются средней нормой прибыли, а как ведутся расчеты — остается тайной. Идея централизовать тарифную политику на федеральном уровне витает давно, но всегда находятся поводы отложить столь важную проблему. Сегодня же от 8 до 20% своих заработков россияне тратят на коммунальные платежи.

Вторая «тарифная» проблема заключаются в том, что жильцы часто платят за работы, которые не были выполнены. В тарифы заложены все необходимые для нормального содержания дома коммунальные услуги, но даже половина из них порой не выполняется, а счета приходят исправно. Зачем менять трубы, делать ремонт в жилом фонде, если потребители все равно платят?

Первый этаж. Монополизм

Но самая большая коррупционная проблема сферы ЖКХ – монополизм предоставления услуг. Управляющие компании, которые являются посредниками между организацией предоставляющей услуги и жильцами домов выбирается чаще всего по субъективным признакам, а проще говоря – по родственным связям. Как утверждают СМИ в Москве, например, все акции созданных управляющих компаний отданы в доверительное управление трем вполне известным фирмам, связанным с городскими властями. В других регионах России происходит практически то же самое. Нужно ли говорить о том, что владельцы управляющих фирм являются миллиардерами? Выйти же на рынок управляющих компаний без «кумовства» почти нереально. Проблему должна была решить жилищная реформа, но, увы, вместо создания свободного рынка предоставления услуг, создана супермонополия.

Как это происходит на практике? Например, жителей новостроек в целых кварталах обязывают подписывать договора на обслуживание с конкретными управляющими компаниями. То есть, жителей еще нет, а управляющая компания, за которую они должны голосовать, уже есть. Естественно, что право выбирать будущим жильцам не предоставляют, а предлагают подписать договор с одной конкретной фирмой. Да еще и оплатить услуги надо за полгода вперед.

А, между тем, порядок выбора управляющей компании прописан в Жилищном кодексе России. По закону должно быть решение общего собрания жильцов. Но такой протокол сплошь и рядом фальсифицируется. При этом договор на обслуживание пишется в защиту интересов тех, кто будет управлять домом. Они могут установить любую оплату своих услуг, ввести дополнительные платежи – и формально вроде бы никакой коррупции, все как будто по закону. А на деле – это коррупция в самом фундаменте ЖКХ.

Возникает вопрос: а знает ли власть о вопиющей коррупции в ЖКХ и собирается ли ее побеждать? Как показывают высказывания бывшего и будущего президента Владимира Путина, на первую часть вопроса точно можно ответить утвердительно.

Высказывания Владимира Путина о коррупции в сфере ЖКХ

2001 год — «Следует разработать механизм обоснованных тарифов, который должен соответствовать экономической политике государства, необходимо четко наметить пути и направления реформы, которая не должна осуществляться за счет ухудшения условий жизни населения».

2002 год — «Вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений; главная цель реформы — это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление»

2003 год — «Проблему ЖКХ нельзя решить поднятием административных тарифов».

2005 год — Путин потребовал прекратить «вакханалию» с тарифами на услуги ЖКХ.

2006 год — Путин недоволен ростом тарифов на ЖКХ.

2007 год — «Уже сейчас важно запустить действительно эффективные экономические механизмы, чтобы прекратить неоправданный рост тарифов».

2008 год — «Заморозить рост тарифов — это одна из проблем; изношенность коммунальных сетей составляет 80%, если система и дальше будет недофинансирована, она разрушится окончательно».

2009 год — «Государству понятно, что нужно делать для модернизации этой сферы, и эти шаги необязательно должны увязываться с повышением тарифов; спекулятивное завышение тарифов ЖКХ недопустимо».

2010 год — «Тарифы ЖКХ не должны повышаться более, чем на 25%».

2011 год — Путин требует не допускать рост тарифов в ЖКХ более, чем на 15%, а чиновников-нарушителей жестко наказывать.

2011 год — «Развитие ЖКХ не должно осуществляться за счет населения, темпы роста тарифов нужно снижать до уровня инфляции; стоимость услуг ЖКХ растет не только за счет увеличения тарифов естественных монополий, но и из-за запросов управляющих компаний — надо ввести жесткий контроль их деятельности и, в случае необходимости, по рукам давать.

2012 год — из предвыборной программы кандидата в президенты Путина 2012 года: «Мы наведем порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Повсеместно перейдем к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой. Региональные и местные органы власти должны организовать на территории региона, муниципалитета снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы. Главное — тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг…»

pasmi.ru

Художник: Константин Брансвик

  • Василий

    Считаем, что введённое
    Правилами № 354 новое понятие «общедомовые нужды» вместо термина «содержание
    общего имущества», используемого ЖК РФ, является неопределённым и вводит
    потребителя в заблуждение, что является нарушением закона «О защите прав
    потребителей». Это следует и из ответа
    ООО «Единый Расчетный Центр» (ЕРЦ УК ЗАО «УЖК «УРАЛ-СТ») от
    01.02.2013, который использует упомянутый термин, как в смысле «нужды общего
    потребления» («содержание общего имущества»), так и в значении «суммарные нужды
    для всего дома» (см. приложение).
    Считаем, что ЕРЦ нарушают ЖК РФ, проводя начисление общедомовых расходов дополнительно к
    имеющимся суммам по графе «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для
    собственника помещения в многоквартирном доме», включающим согласно п. 2 ст.
    154 ЖК РФ: «плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя
    плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию,
    текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату
    за коммунальные услуги».
    Приведённые формулы в Правилах № 354 должны показывать нулевые выплаты за «общедомовые нужды»,
    так как, ресурс, например, вода, поступающая в дом, потребляется только «в его жилых
    и нежилых помещения», даже включая дыры в трубах, содержание магазинов, других
    арендаторов. Естественно, что это условие выполняется, если нормы расходов
    определены правильно и учтены все жилые и нежилые помещения, потребляющие
    ресурс дома. Другими словами: нормы и помещения необходимо корректировать по
    балансу, а не требовать деньги с законопослушных граждан по некорректным
    нормам.
    Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ расход ресурсов может определяться только по показаниям приборов
    учёта или по утверждённым нормативам. Тем не менее, например, в формуле 11, п.
    11; формуле 12, п. 13 Правил № 354, предлагается использовать непредусмотренный
    ЖК РФ «остаточный» способ, то есть разницу между объёмом потребления ресурса по
    всему дому и расходом ресурсов во всех жилых и нежилых помещениях. Это
    равносильно тому, чтобы с граждан вместо справки о том, что они холостяки,
    затребовать справку о том, что они не женаты на всех женщинах Мира. Считаем,
    что нарушение требований п. 1 ст. 157 ЖК РФ является благоприятной почвой для
    злоупотреблений. Кроме того, применение непредусмотренного ЖК РФ способа обязывает
    управляющие компании знакомить потребителя с показаниями всех приборов учёта,
    как в жилых (квартирных), так и в нежилых помещениях, однако это не
    соблюдается, а значит, — является нарушением закона «О защите прав
    потребителей».
    Таким образом, утвержденные новые коммунальные Правила № 354 содержат элементы коррупции,
    предусмотренные «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, а именно:
    чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, например, в части содержания некорректных технических расчётов; закрепление
    административного порядка предоставления права (блага) без учёта закона «О
    защите прав потребителей», в первую очередь; употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

    • Людмила Т

      ПП РФ № 354 надо в топку, а сочинителей сего опуса к уголовной ответственности. Хотя Минрегион, который сочинял эти правила, приказал долго жить. Никаких общедомовых нужд не существует, ни больших, ни малых, все, что связано с т.н. ОИ МКД входит в цену за квадрат общей площади квартиры. В ХКХ жулик на жулике и жуликом погоняет.

  • Станислав

    О коррупции в г. Тамбове, интересное видео http://ourrussialife.ru/menyu-zhkkh/zhkkh/korruptsiya-v-zhkkh

  • Yulia Denisova

    К сожалению власть никаких кардинальных мер принимать не собирается.И оплата капитального ремонта домов в «общий карман» и лицензирование УК лишь усилит коррупцию.Лицензии будут покупать за деньги уворованные у жильцов,а «общий карман» в нашем государстве сами понимаете,разворуют обязательно.

  • Людмила Т

    Краны в квартире никто не обязан ремонтировать бесплатно, такого не было даже в СССР. Пришел сантехник, сменил прокладку, взял рупь, поченил текущий компакт взял трояк на бутылку. Сегодня собственники квартир в МКД платят УК за содержание и ремонт ОИ МКД, квартиры граждан в состав этого имущества не входят. УК занимаются другими видами мошенничества, причем глобального, а свое извольте все ремонтировать сами и за свой счет и не вводить людей в заблуждение. Еще один момент. «А, между тем, порядок выбора управляющей компании прописан в Жилищном
    кодексе России. По закону должно быть решение общего собрания жильцов». Собраний жильцов не существует в правовом поле, существует общее собрание собственников помещений т.н. ОСС, у жильцов даже права нет принимать в них участие, только по доверенности собственника квартиры, или комнаты в коммуналке, или нежилого помещения, занятого под офисы, магазины, аптеки. А вообще ЖК РФ, есть талмуд по оболваниванию населения.