Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Андрей Поденок: за экономическое преступление — экономическое наказание

Президент Московской Ассоциации предпринимателей Андрей Поденок поделился с редакцией ПАСМИ своим видением решения основных проблем бизнеса. Рассказал, какие программы помогут предпринимателям сохранить темп развития, определил сферы, в которых правовые барьеры наиболее заметны и требуют скорейшего устранения.

Андрей Поденок
Андрей Поденок

ПАСМИ: Сегодня много говорят о создании комфортной среды для предпринимателей. Как Вы считаете, что могут сделать государство и правоохранительные органы для улучшения делового климата в России?

— Во-первых, представителям предпринимательского сообщества необходимо сохранять и постоянно улучшать стандарты предпринимательской деятельности, социальную ответственность. Только в этом случае государство сможет и дальше проводить линию на снижение бюрократических барьеров налоговой сфере. Правительство России должно, как можно скорее, устранить правовые барьеры в сфере применения устаревшего законодательства , в частности, в сфере строительства, образования, здравоохранения, а также ветеринарного фитосанитарного, эпидемиологического надзоров. Далее, необходимо, усовершенствовать правовой механизм функционирования специальных институтах для поддержки предпринимательства. Речь идёт о программах содействия малому бизнесу, особых экономических зонах, технопарках, венчурных фондах, системе микрокредитования. И самое главное, необходимо прекратить «кошмарить» бизнес со стороны нерадивых чиновников и сотрудников правоохранительных органов.

ПАСМИ: Хотелось бы узнать Ваше мнение о нашумевшей истории со сносом ларьков в Москве. Статья 222 Гражданского кодекса позволяет сносить постройки, которые органы местного самоуправления признали самовольными. Однако, в Конституции РФ сказано: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Как Вы считаете, у владельцев снесенных объектов есть шансы добиться возмещения ущерба?

Снос— В настоящее время, в Москве по вопросу сноса всех незаконных строений сложилась абсолютно разная ситуация. Там, где договоры аренды земельных участков были заключены неправомерно, Правительство Москвы поступает законно. Но, правоприменительная проблема заключается в том, что при наличии у владельцев многих торговых объектов свидетельства о собственности, Правительство Москвы расторгает договоры, или признает эти документы недействительным и и сносит объекты, потому что, по мнению сегодняшнего руководства столицы, свидетельства нельзя было выдавать на некапитальные объекты недвижимости. В этом случае Московские власти не совсем правильно поступают с юридической точки зрения, поэтому владельцам нестационарных объектов, у которых есть разрешение, необходимо отстаивать свои интересы в арбитражном суде. Есть большой шанс защитить свои права и интересы.

Сегодня, в Государственной Думе России внесен законопроект по нестационарным торговым объектам, который дает возможность всем предпринимателям , у которых сносят данные строения, получать не только финансовую компенсацию, но и аналогичные объекты за счет города в других местах с той же проходимостью, в том числе если палатки попадают в так называемую красную линию (обозначающую планы по строительству городской инфраструктуры, например метро). Ключевой правовой новацией этих поправок, является заключение договора аренды с Московским правительством минимум на семь лет и правовой запрет пересматривать московским правительством тарифы и арендные ставки в течение года.
В качестве примера, можно назвать следующую правовую схему судебной защита прав предпринимателей при сносе нестанционарных торговых объектов.

Так, Согласно ст. 1 Закона N 381-ФЗ от 28.12.09 « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», одной из целей настоящего Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей , осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей , осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения. В силу ч. 1 ст. 10 данного Закона, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных 3 торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.

Частью 6 ст. 10 этого Закона предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что положениями этого Закона и Правилами предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов.

2.Главный залТакже, необходимо принять во внимание выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в определении от 29.01.15 № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением ч. 6 ст. 10 ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», согласно которым оспариваемое положение ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающи е, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательс кой деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.

При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) — с другой.

В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения 4 потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Таким образом, если предприниматель докажет в судебном порядке наличие нарушений московскими властями вышеназванных положений названного законодательства , то он сможет добиться возмещения ущерба за снос своего торгового объекта.

Владимир ПутинПАСМИ: Владимир Путин заявил: «Не менее актуальная тема — поставить барьер на пути тех, кто использует уголовное преследование как дубину в корпоративных спорах, конфликтах или, как в народе говорят, разборках, для отъема собственности у законных владельцев». Какие меры, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять для того, чтобы реализовать этот наказ?

— Одним из приоритетов государства является защита предпринимателей от незаконных действий органов власти, что является одним из условий стабильности экономической деятельности. Только чувствуя себя защищённым, предприниматель может спокойно осуществлять свой бизнес, что объективно формирует положительный инвестиционный климат.

Возникают случаи необоснованного уголовного преследования предпринимателей и очень часто это связано с использованием правоохранительной системы в разрешении хозяйственных споров между предпринимателями.

Одной из ключевых мер может являться расширение сферы деятельности общественных организаций предпринимателей , которая направлена на создание общественного резонанса указанных случаев. Одной из основных мер может служить правовой запрет правоохранительным органам возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без заключения налогового органа о совершении предпринимателем налогового правонарушения, а также судебного обжалования решения налоговых органов о привлечении его к налоговой ответственности. Также, для реальной защиты прав предпринимателей необходимо устранить вмешательство правоохранительных органов в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица посредством проведения заведомо незаконных оперативно-розыскных мероприятий, заведомо незаконных следственных действий, заведомо незаконного возбуждения уголовного дела. Необходимо установить строгое уголовное наказание для работников правоохранительных органов, которые совершают указанные деяния.

Также необходимо развивать любые общественные институты предпринимателей , при помощи которых становится возможным бороться с обвинительным уклоном на этапе предварительного следствия, проявлениями коррупции, а зачастую и с непрофессионализмом сотрудников в сфере правоохранительной деятельности. Для скорейшего решения названных задач необходимо разработать правовой механизм устранения возможности решения хозяйственного спора уголовно-правовыми методами; реализовать в действующем законодательстве принцип «за экономическое преступление — экономическое наказание»; снизить уровень репрессивности уголовного законодательства в предпринимательской сфере. В заключение, можно сказать, что государство должно исключить обвинительный уклон в работе судов; снизить некомпетентность судей в вопросах налогового и гражданского законодательства и предпринимательской деятельности; возврат судебной системы суд из части правоохранительной системы в самостоятельную ветвь государственной власти.

ПАСМИ: В 2012 году при участии правительства России представители российского бизнеса подписали Антикоррупционную хартию бизнеса. Можно ли подвести предварительные итоги о том, как повлияла принадлежность к хартии на имидж российских предпринимателей ?

— Основной сутью этого документа является внедрение компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые коснутся не только ситуации внутри компаний, но также отношений с партнерами по бизнесу и с государством. В основном, к данной Хартии присоединились субъекты крупного бизнеса. Необходимо отметить, что Хартия предусматривает отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам и другие меры. Предварительными итогами реализации положений данной Хартии можно назвать совершенствование внутренней корпоративной нормативной базы, системы внутреннего контроля и экономической безопасности, внедрение в работу с персоналом механизмов противодействия корпоративному мошенничеству, распространение информации об этических нормах и мерах противодействия коррупции в компании среди ее партнеров и клиентов.  В частности, для предотвращения факторов проявления коррупции в компаниях сейчас налаживается система тренингов, рекомендаций, коллективных действий. Для выявления фактов возможных нарушений используются внутрикорпоративные каналы коммуникации, мониторинг и аудит, внутрикорпоративные расследования. Некоторые предприятия проводит детальную проверку на благонадежность поставщиков компании.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале