16.03.2012 / 10:49

Собака лает, караван идет

Министерству экономического развития (МЭР) удалось договориться о положительной оценке закона о ФКС со всеми ведомствами, даже частично с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Законопроект, в котором нашли коррупционные «лазейки» более 20 организаций, в том числе МВД и «Центр антикоррупционных инициатив «Трансперенси Интернейшнл — Россия», будет передан в Правительство уже в апреле. Вероятность того, что в МЭР прислушаются к призывам антикоррупционных экспертиз законопроекта с каждым днем становится все меньше.

В Общественной палате прошли заключительные слушания по обсуждению основных положений законопроекта о ФКС, подготовленного в целях усовершенствования системы госзакупок. Представители федеральных ведомств, депутаты, общественники и эксперты могли высказать свои итоговые рекомендация касательно готовящегося законопроекта. Большинство выступающих говорили о том, что создание новой системы госзакупок – это колоссальный прорыв в этой сфере, но говорить о коррупционных составляющих будущего закона решались не все.

Начал обсуждение заместитель министра МЭР Михаил Осеевский, рассказав о том, что документ произведет революцию в систему госзакупок. «94-ФЗ сегодня контролирует только саму процедуру госзакупок, а ФКС будет контролировать три этапа – планирование, покупку и надзор. Наш законопроект дает обширный набор инструментов для гибкого выбора системы госзакупок. Кроме того, мы включили норму о разработке национальных образовательных стандартов в сфере управления закупками, уточнили требования к сотрудникам контрактных служб и ряд норм, связанных с противодействием коррупции», — сказал Михаил Осеевский.

По его словам, критика в адрес законопроекта иногда конструктивная, но в основных новеллах с большинством ведомств уже найдет компромисс: «С ФАСом за несколько последних месяцев мы значительно прогрессировали в переговорах. Еще остались разногласия, но это не помешает законопроекту быть принятым».

Аудитор Счетной палаты Александр Пискунов выразил мнение, что страна уже устала от бесконечного согласования законопроекта. «Который месяц мы уже его шлифуем, но может настать момент, когда вносить его будет бесполезно. Я считаю, что ФКС нужно скорее передать в Госдуму, а там в процессе чтений дорабатывать».

Депутат же комитета Госдумы по безопасности и противодействия коррупции Анатолий Выборный усмотрел в ФКС коррупционные факторы. «Проект — это глубоко продуманный шаг, но его нужно избавить от недоработок. К примеру, в законопроекте разрешается менять условия контракта во время самой процедуры осуществления госзаказа, а это приводит к отсечению заказчиков на любой этапе. Кроме того, я считаю, нельзя пропустить в закон норму и о том, что над сферой госзакупок сохраняется только «общественный контроль». Государственный контроль нельзя исключить совсем», — сказал выступающий.

С депутатом согласился и заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Василий Горбунов. «Наша главная задача в том, чтобы создать благоприятные условия для развития конкуренции. Но, к сожалению, ФКС почти полностью ее исключает. К тому же, только электронный аукцион, на котором мы настаиваем, позволяют не отобрать «свою» компанию при торгах. Конкурс же, на которой настаивает МЭР, позволяет выиграть лишь одной, конкретно подточенный под него фирме», — считает он.

Кроме того, по словам Василия Горбунова, с авторами законопроекта у ФАС значительные расхождения в вопросах процедуры расторжения контракта, подходу к решению демпинговых проблем и требования к сотрудникам контрактных служб. «Досадно, что система госзакупок только в прошлом году начала выходить на профессионально новый уровень – 90% госзакупок уже перешли на электронный аукцион, а теперь нужно строить новую систему, которая еще уже у своих основаниях имеет трещины», — добавляет он.

«Мы не согласны с ФКС только в том, что, на наш взгляд, нужно ввести три уровня регулирования госзакупок – федеральный, региональный и муниципальный, — говорит заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Росляк. — Каждая процедура должна регламентироваться отдельно, в соответствии с территориальными особенностями. Но в целом, мы считаем, что ФКС должен вывести все наше законодательство на новый уровень. Не исключено, что когда-то в России примут целый контрактный кодекс», — считает эксперт.

Говоря о коррупционных факторах законопроекта, Юрий Росляк высказал мысль, что 10% заказчиков будут воровать при любом законодательстве, 10% — не будут не при какой нормативной базе, но задача законотворцев создать такие условия, чтобы 80% остальных заказчиков сделали выбор в сторону честности.

pasmi.ru