14.03.2012 / 18:28

Зависимая независимость

Счетная палата (СП) совсем скоро может стать высшим органом финансового контроля, полностью независимым от исполнительной власти. Конец круговой поруки, когда проверочный орган подчиняется тем же структурам, которые он и проверяет, может положить законопроект «О Счетной палате». Эксперты уверены, что независимость поможет палате эффективней проводить аудиторские мероприятия, но инструментов, которые бы заставили правоохранительные органы прислушиваться к их выводам законопроект так и не предложил.

Исправить ошибки прошлого

В законопроекте, подготовленном самой же палатой предусматривается, что она должна стать высшим органом финансового контроля, полностью независимым от исполнительной власти, в том числе в сфере формирования своего бюджета. Во-первых, у СП появится новая функция — палата займется оценкой экономической и бюджетной политики правительства. Во-вторых, СП наделяется правом на наложение административных взысканий за выявленные нарушения, то есть будет иметь право штрафовать нарушителей. «Счетной палате для эффективной работы не хватает главного — права прямого обращения в суд, прежде всего арбитражный, через который они бы могли взыскивать с юридических лиц средства за нарушение ими закона», — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Обращаться в суд имеет право любой гражданин, но вот Счетная палата — нет. Данный законопроект, к сожалению, не дает палате таких полномочий, но зато дает право административно взыскивать с нарушителей штраф. Сейчас сотрудники могут писать лишь аудиторские заключения по результатам проверок, однако не были наделены полномочиями привлекать к административной ответственности, а значит, и накладывать финансовые штрафы на нарушителей. Я считаю, что это уже успех, но только частичный».

По сути, законопроект возвращает независимость, которая была отобрана у Счетной палаты пять лет назад. В 2007 году Госдума приняла во втором чтении поправки в закон «О Счетной палате», позволяющие президенту фактически назначать аудиторов, тогда как до принятия закона половину аудиторов СП определяет Госдума, половину – Совет Федерации. Еще раньше парламент передал президенту право назначать председателя и зампреда. С того же времени орган, контролирующий исполнительную власть, ей же начал подчиняться. Например, формированием бюджета СП стало заниматься Министерство финансов.

Независимость — это хорошо, но порядка не будет

В одной из предвыборных статей Владимир Путин сказал, что нужно снова менять процедуру назначения председателя и аудиторов Счетной палаты, возвращая ей независимость. Что нашло отклик в экспертном сообществе.

«Я несколько раз был свидетелем, когда председатель СП в регионе увольнялся только потому, что не устраивал исполнительную власть, выявлял кому-то невыгодные цифры, — говорит Руководитель департамента антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов РФ Центра противодействия коррупции в органах государственной власти Алексей Дондупай. — Если СП станет независимой, то можно будет говорить, что Россия сделала огромный антикоррупционный шаг. Ведомство, которое ни финансово, ни кадровым составом не зависит от чиновничьего аппарата способно быть объективным в оценке».

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина считает, что среди множества контрольных ведомств не хватает единой концепции финансового контроля: «У нас много органов, занимающихся финансовым контролем. Но при этом казначейство проверяет, руководствуясь одними принципами, ревизоры Минфина — другими, налоговая инспекция — третьими. Все это приводит к беспорядку в проверках, к двойному толкованию законов. На мой взгляд, за Счетной палатой нужно закрепить статус высшего органа внешнего финансового контроля, но вместе с ним ввести единую концепцию финансового контроля, в которой надо определить, кто чем должен заниматься. И одним законопроектом порядок здесь не наведешь».

«Я не считаю, что статус Счетной палаты нужно менять, — убежден депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг. — Менять нужно отношение правоохранительных органов к ней. Зачем нам еще один почти силовой орган, если эти функции уже давно распределены? Данный законопроект — это еще одна попытка заставить работать систему, которая насквозь заржавела. И думаю, что ничего толкового из этого не получится».

pasmi.ru