Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Илья Костунов: Российское общество выдвигает запрос на более эффективные меры по борьбе с коррупцией

Депутат Госдумы Илья Костунов, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, рассказал ПАСМИ о том, как в законопроекте о защите заявителей о коррупции будет рассчитываться вознаграждение, каким образом повлияет принятие этого законопроекта на улучшение антикоррупционной политики в России и как можно развивать неприятие коррупционных проявлений в обществе.

Илья Костунов
Илья Костунов

ПАСМИ: Вы стали одним из инициаторов законопроекта о защите заявителей о коррупции. Законопроект предусматривает материальное вознаграждение лиц, заявивших о фактах коррупции.  Как вы считаете, какова должна быть методика расчета суммы вознаграждения для заявителей?

Илья Костунов: Я считаю, что само вознаграждение просто за сообщение о факте коррупции – это, конечно, сложная тема, которую можно долго обсуждать. И начинать надо с вознаграждения не за само сообщение, а за сообщение, соответствующее каким-то установленным рамкам, на основании которого можно вернуть деньги в бюджет.  То есть наиболее эффективно эта мера может сработать по борьбе с казнокрадством. И уже на втором этапом — со взяточничеством.

В случае, если человек приходит с сообщением, прямо говоря: «Миллиард лежит в коробках в таком-то гараже, украден оттуда-то, осталось по тому адресу отправить спецназ», то такое сообщение должно достойно вознаграждаться. Есть мировая практика – обычно это примерно 5% от возвращенных средств.

В законопроектах, разрабатываемых сегодня совместно с Минтрудом, фигурирует вознаграждение — не более 3 млн рублей. Но нужно понимать, что чем больше размер суммы, которой не удалось похитить злоумышленникам, тем больше основание бояться за свою жизнь и будущее у человека, сообщившего о таком хищении.

Данная мотивация касается не всех граждан, а именно той группы лиц, которая по своим рабочим обязанностям может получить информацию о том, что что-то похищено

И, соответственно, мы понимаем, что лицо, которое знает, где похищенные деньги, или куда они перевезены, каким образом обналичены, где хранятся, не является членом преступной группировки, то как минимум пользуется доверием ключевых его участников.

Мы прекрасно осознаем, что особенно государственные деньги похищаются группой лиц, и на этой цепочке информацию о прохождении денег могут получить аудиторы, бухгалтера, чиновники, осуществляющие приемку государственных контрактов, и так далее.

Потому мы должны понимать, что данная мотивация касается не всех граждан, а именно той группы лиц, которая по своим рабочим обязанностям может получить информацию о том, что что-то похищено.

Илья КостуновПАСМИ: Расскажите, пожалуйста, о морально-нравственном аспекте данного законопроекта. Необходимо ли сформировать позитивный образ лица, сообщающего о коррупции?

Илья Костунов: В преступном мире есть криминальная этика: нельзя сдавать своих подельников, нельзя сдавать других преступников. Эта этика выработана у них столетиями, именно она позволяет долгое время существовать устойчивым преступным сообществам – за рубежом их называют «мафия». Но для честных людей очень странно принятие этой криминальной этики. Поэтому необходимо развивать неприятие коррупционных проявлений в обществе. Тогда и люди, которые борются с коррупцией, будут восприниматься как герои. У людей, которые сами для себя рассматривают возможность совершения коррупционного преступления, подобные предложения вызывают задумчивость.

Начинать необходимо с борьбы с непосредственным хищением средств из казны

Вопрос здесь стоит в уровне терпимости по отношению к тем или иным криминальным поступкам. Потому что, с одной стороны, в Конституции зафиксировано право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, а с другой стороны, в законодательстве зафиксирована уголовная ответственность за не обещанное сокрытие особо тяжкого преступления. Отношение к коррупционным преступлениям у разных людей находится в разных областях этой линейки (прим.ред. – статья 51 Конституции РФ. Ч. 1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Статья 316 УК РФ. Укрывательство преступлений — Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений. Лишение свободы до 2 лет).

Современные механизмы себя не исчерпали, просто общество выдвигает запрос на более эффективные меры

Отвечая на ваш первый вопрос, я подчеркну, что начинать необходимо с борьбы с непосредственным хищением средств из казны. Потому что понятие «коррупция» — очень размытое, соответственно, и морально-нравственный аспект отношения к различным коррупционным преступлениям – различен. Ведь как люди думают: «Дал тысячу рублей гаишнику – вроде бы хороший, добрый человек. Министр похитил миллиард – злодей, задушил бы сам».

ПАСМИ: Как вы считаете, современные механизмы, направленные на предотвращение коррупционных преступлений, себя уже исчерпали?

Илья Костунов: Современные механизмы себя не исчерпали, просто общество выдвигает запрос на более эффективные меры. Здесь два направления работы.

Первое направление – это повышение эффективности за счет внедрения современных технологий- оперативно-розыскной деятельности, сопоставления баз данных, анализа реальных расходов чиновников, включения объективных механизмов контроля поведения людей. В качестве примера можно привести камеры на дорогах. Когда из процедуры контроля нарушений на дорогах исчез сотрудник полиции, коррупция на дорогах резко снизилась.

Второе – более активное вовлечение самих людей, предоставление им самим соответствующих прав и мотивации для борьбы с коррупцией.

Илья КостуновПАСМИ: Как повлияет принятие этого законопроекта на улучшение антикоррупционной политики в России?

Илья Костунов: В случае принятия данного законопроекта, во-первых, однозначно количество возвращенных средств в бюджет вырастет в разы, речи идет не об одном десятке миллиардов. Во-вторых, изменится сама психология этих преступных группировок хищения бюджетных средств, потому что они будут вынуждены, как пауки в банке, постоянно оглядываться и трястись, что кто-то, кому они не доплатили, либо тот, кто решил выбрать честный образ жизни, передаст информацию о преступлении в правоохранительные органы, тем более за вознаграждение.

ПАСМИ: В США защита предоставляется только государственным служащим. В Великобритании, Южной Корее, ЮАР и Японии защита предоставляется как государственным служащим, так и работникам частного сектора. При выработке Вашего законопроекта использовался ли международный опыт?

Илья Костунов: Был проведен комплексный анализ международного опыта, и основной акцент в законопроекте сделан на защиту лиц, сообщивших о фактах коррупции, от преследования, а также на вознаграждение за конкретные возвращенные в бюджет средства. Разумеется, сами похитившие деньги должны при этом садиться на долгие годы в тюрьму.

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале