Андрей Мезин: «Чтобы противостоять коррупции в Крыму, нужна мощная общественная сила»
Почти год в Республике Крым работает Крымское общественное движение «Антикоррупционное Бюро Республики Крым». Редакция Первого Антикоррупционного СМИ заинтересовалась деятельностью коллег, и мы познакомились с их руководителем — Андреем Валерьевичем Мезиным, координатором Бюро. Он рассказал ПАСМИ о том, как отнесся к созданию Антикоррупционного Бюро С.В.Аксенов, Глава Республики Крым, как он отреагировал на открытое письмо президенту, которое было направлено участниками Бюро, и описал, какие последовали ответные действия со стороны правоохранительных органов. Андрей Мезин рассказал, как повлияло присоединение Крыма к России на уровень коррумпированности в Республике, и в качестве примера привел ситупцию, связанную с готовящейся реализацей национализированного санатория «Форос».
Первое Антикоррупционное СМИ: Расскажите, как родилась идея основания КОД «Антикоррупционное Бюро Республики Крым».
Андрей Мезин: Решение о создании организации было принято в апреле 2014 года на фоне значимых событий в Республике. Имея большой опыт государственного управления и наблюдая за тем, как идет формирование исполнительной и законодательной власти в Крыму, я понимал, что необходимо создание мощной общественной силы, которая бы объединила активное сообщество Крыма и смогла бы противостоять злоупотреблениям и бездействию со стороны органов власти.
На первоначальном этапе я предложил Главе Республики Крым консолидацию усилий, которая была бы направлена на минимизацию негативных последствий для граждан Крыма вследствие «переходного периода» и на формирование состава правительства по принципу профессионализма. Но это предложение Глава Республики проигнорировал.
А вот губернатор Севастополя С.И.Меняйло поддержал нашу идею и сегодня руководитель регионального отделения Антикоррупционного Бюро Республики Крым (АБРК) в г.Севастополе очень тесно работает с аппаратом губернатора по антикоррупционным программам.
ПАСМИ: Сколько крымчан объединяет ваша организация? Расскажите о ее составе.
Андрей Мезин: АБРК объединяет более 300 активных членов и 3000 сторонников, и с каждым днем их число растет. Авторитет Бюро обусловлен основным принципом организации: объединить активное сообщество с целью искоренения бюрократии, бездействия, беззакония и коррупции в органах исполнительной власти и правоохранительных органов, защитить каждого члена Бюро от чиновничьего беспредела.
В организации демократическая модель управления: на общем собрании членов организации утверждается руководящий состав Бюро, а также руководители региональных отделений. Каждый из членов Бюро, имея активную жизненную позицию и опыт руководства, может войти в руководящий аппарат организации. На данный момент я являюсь руководителем АБРК, у меня 4 заместителя, и в 15 регионах Крыма активно работают региональные отделения.
ПАСМИ: Кто из известных политиков, бизнесменов, журналистов, общественных деятелей Крыма вошел в состав Бюро?
Андрей Мезин: В силу пристального внимания со стороны руководства Республики и правоохранительных органов к деятельности АБРК озвучивать фамилии известных политиков и бизнесменов не буду. Но заострю внимание на том, что ядро организации составляют как представители бизнеса, так и эксперты в различных областях.
ПАСМИ: С какими федеральными и региональными антикоррупционными организациями уже удалось наладить контакты?
В ближайшее время мы проведем встречу с руководителями всех авторитетных организаций Крыма антикоррупционной направленности, целью которой будет подписание Меморандума о совместной деятельности для координации действий по практическому исполнению в Республике Указа Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
ПАСМИ: Антикоррупционное Бюро разработало план создания Департамента Государственного надзора и экономического контроля и направило Главе Республики Крым. Скажите, что ответил на это С.В. Аксенов?
Андрей Мезин: Глава Республики даже не читал данный документ, а ответ мы получили от начальника одного из департаментов Совета министров, суть которого сводилась к отсутствию интереса внедрять проект. А весь парадокс заключается в том, что С.В.Аксенову было предложено внедрить эффективную программу оптимизации государственного управления в Совете министров, а в ответ он увеличил штат в 5.5 раз.
Раздутые штаты крымских чиновников, создание С.В.Аксеновым новых ведомств и управлений под своих «советников» и «помощников» не добавляет авторитета руководству Республики и вызывает негодование.
ПАСМИ: В открытое письмо Президенту РФ, которое было размещено в СМИ 1 октября 2014 года, вы включили 11 пунктов, в которых перечислили проблемы в Республике Крым, а также требования граждан. По сути, это был аналитический материал с перечнем серьезных нарушений, которые допускаются руководством Республики, и социально-экономических проблем в Республике, а также пути решения данных проблем. Изменилось ли что-то за минувшие месяцы? Сократилось ли количество пунктов этого списка или увеличилось?
Андрей Мезин: Данное обращение к Президенту РФ и сейчас размещено на сайте Антикоррупционного Бюро Республики Крым и на других информационных площадках интернета.
К моему удивлению и большому разочарованию жителей Крыма, практически никаких действий по решению проблем, описанных в обращении, не последовало. Было получено письмо из Администрации Президента, что обращение перенаправлено в министерства и ведомства РФ по принадлежности. А вот контроль за исполнением в Администрации Президента отсутствует.
Прошло 5 месяцев после получения Администрацией Президента обращения АБРК и под каждым словом я готов снова подписаться – ничего не изменилось, а проблемы и нарушения приняли хронический характер. Единственный отклик был со стороны С.В.Аксенова: он принял данное обращение как оскорбление в свой адрес, и нас накрыла волна запросов и проверок со стороны правоохранительных органов, Министерство юстиции отказывалось под разными предлогами осуществить государственную регистрацию.
Нужна воля. Нужен хозяин. В Крыму необходим хозяин, который просто начнет решать проблемы, которые являются важными и чувствительными для жителей региона.
ПАСМИ: Как повлияло присоединение Крыма к России на коррумпированность в Республике, в том числе в связи с последующим переделом собственности на недвижимые объекты и бизнес, ранее принадлежавшие гражданам Украины?
Андрей Мезин: Крым всегда был одним из самых коррумпированных регионов Украины, и, к сожалению, ситуация с уровнем коррупции в Республике после присоединения к России не изменилась, а по мнению большинства граждан, даже увеличилась. Ведь на местах остались те же чиновники и народные избранники из Партии Регионов, «перекрашенные» в Единую Россию, которые разворовывали Крым на протяжении десятка лет. Здесь поражает полное бездействие и безразличие со стороны руководства страны на процесс формирования руководящего состава исполнительной власти в Республике Крым.
Что касается национализации имущества украинских олигархов, у меня нет однозначной правовой оценки данным действиям, решение будут принимать международные суды. А вот ускоренная подготовка к его реализации вызывает много вопросов к министру имущественных и земельных отношений Республики Крым, который создал специальное бюджетное учреждение с целым отрядом чиновников.
Объясните мне, экономисту, зачем продавать перспективные, высокорентабельные дорогостоящие целостно-имущественные комплексы, приносящие прибыль в бюджет? Это золотой актив Республики! Рачительный и грамотный хозяин никогда не будет избавляться от прибыльных объектов.
В качестве яркого примера приведу готовящуюся продажу национализированного санатория «Форос». По официальному сообщению директора государственного бюджетного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», в оперативном ведении которого находится национализированное имущество, целостный имущественный санаторный комплекс «Форос» оценен приблизительно в 40 млн долларов США. Не оставляет сомнений факт заказного характера предстоящего аукциона по продаже санатория «Форос», экспертная оценка которого занижена, как минимум, в 4 раза.
Целостный имущественный комплекс санатория «Форос» включает в себя 70 Га уникальной парковой зоны на берегу Черного моря в самой южной части Крымского полуострова с развитой инфраструктурой. После обращения Антикоррупционного Бюро в Генеральную прокуратуру РФ была проведена проверка, и министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым официально опровергло данную информацию. Либо СМИ предоставляют ложную информацию, либо министерство отказалось от столь сомнительного процесса реализации.
Таких национализированных объектов – 87, публичная информация о них отсутствует, прозрачная и законная схема реализации таких объектов вызывает обоснованное подозрение, но Антикоррупционное Бюро Республики Крым совместно с Комитетом по противодействию коррупции Госсовета РК взяло на контроль данный вопрос.
ПАСМИ: Сейчас в Крыму разгорелся скандал по поводу кражи бывшим первым вице-премьером Крыма 300 кг золота и денежных средств из Ощадного Банка Украины в марте 2014 года. Это информация была закрытой? И почему только сейчас, спустя почти год, следственный комитет РФ возбудил уголовное дело?
Андрей Мезин: Это дело действительно «с душком», и я уверен: еще не одна голова полетит. Глава Республики официально подтвердил, что причиной увольнения Р.Темиргалиева с должности первого вице-премьера послужил факт кражи золота. Так почему Темиргалиев после увольнения с должности работал советником у Аксенова?
Вторая составляющая – место нахождения золота и денежных средств. Я уверен, что будь данные ценности у фигуранта уголовного дела, спецслужбы не выпустили бы его с территории России.
А почему только сейчас возбудили уголовное дело? Ответ прост: Темиргалиева нет на территории РФ, а украденные ценности необходимо списать. Впоследствии уголовное дело будет закрыто и передано в архив по аналогии с делом «потерянного» золота партии.
ПАСМИ: Каким Вы видите дальнейший вектор направления деятельности Антикоррупционного Бюро – в оппозиции к действующей власти либо в налаживании конструктивного диалога с Главой Республики С.В.Аксеновым?
Андрей Мезин: Однозначно не в оппозиции. Оппозиционная деятельность Бюро не приведет к реализации тех целей, которые мы ставим перед собой, и результативность антикоррупционных программ будет сведена к минимуму.
При всех недостатках С.В.Аксенова, это человек волевой и целеустремленный, но, по моему убеждению, из-за непрофессионального и нечистоплотного окружения, а также из-за личных амбиций, двигается не по прямой линии, а зигзагами. Я уверен, что Глава Республики имеет четкую цель: экономическое и социальное развитие Крыма и благосостояние его граждан, но достижению этой цели мешают вышеуказанные факторы.
И я надеюсь, что при всех наших разногласиях в вопросах государственного управления, Глава Республики найдет время для конструктивного диалога и выработки единой позиции по решению важнейших проблем Республики.
ПАСМИ: Антикоррупционное Бюро Республики Крым является, своего рода, аналитиком и модератором сообщений о коррупции и бездействии со стороны властей: вы принимаете информацию о деяниях коррупционной направленности и уведомляете о них ФСБ, прокуратуру, полицию и т.д. Скажите, каких реальных результатов в этой работе вы добились?
Андрей Мезин: Благодаря содействию ФСБ, была прекращена деятельность незаконных карьеров и ряда конвертационных центров на территории Республики Крым, были уволены два министра, замешанных ранее в коррупционных скандалах, в МВД и прокуратуре сейчас находятся материалы по незаконной деятельности сотрудников полиции одного из районов Крыма. Сейчас оперативно отрабатываются несколько руководителей исполнительной власти в регионах Крыма. Очень много жалоб поступает от жителей Крыма по бытовым проблемам: садики, школы, больницы. Эти проблемы мы решаем оперативно совместно с министром образования Республики Крым и главами администраций городов и районов.
Но основная задача Бюро – это создание условий, в которых проявления коррупции и беззакония будут минимизированы, но без помощи Главы Республики этот процесс затянется до следующих выборов. Необходимо повысить ответственность чиновников за результаты работы.
Приведу простой пример: на территории города незаконно работает коммерческий объект (металлобаза, карьер, склад и т.д.), может ли такой объект работать без протекции налоговой службы, полиции и руководства администрации города? Здесь два варианта – либо платится мзда представителям органов власти, либо руководители указанных органов не владеют ситуацией, а значит, не в состоянии исполнять свои служебные полномочия. В любом случае от таких руководителей надо избавляться. Безнаказанность порождает безответственность.
ПАСМИ: Как основной орган общественного контроля в России функционирует Общественная палата РФ. Работает ли Общественная палата в Республике Крым и являются ли представители Антикоррупционного Бюро ее членами?
Андрей Мезин: С учетом специфики условий и особой сложности решаемых в Крыму задач, формирование эффективной системы общественного контроля на полуострове приобретает особое значение. Вместе с тем то, как эта задача решается в Крыму, позволяет утверждать, что из-за отсутствия профессионализма или сознательно эта работа профанируется, извращается и дискредитируется.
Во-первых, вызывает недоумение поспешность разработки и принятия закона Республики Крым «Об общественной палате Республики Крым» (был принят 30.04.2014). Законопроект разрабатывался кулуарно, без информирования общественности и, тем более, без участия в разработке её представителей.
Во-вторых, согласно принятому закону, формирование Общественной палаты Республики Крым, являющейся субъектом общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, на 100% формируется самой государственной властью. Из 40 человек её членов кандидатуры 20-ти членов предоставляет Госсовет Республики, а 20-ти членов – Совет министров (?!).
В-третьих, право выдвижения своих представителей имеют НКО, зарегистрированные в РФ не ранее 1 года до момента подачи заявки (таких в Крыму до сих пор нет ни одной) или инициативные группы граждан в количестве не менее 50-ти человек. Есть все основания полагать, что фактически формирование Общественной палаты Республики Крым было осуществлено путем назначения «своих людей» руководством Госсовета и Правительства Республики Крым.
В-четвертых, закон Республики Крым «Об общественной палате Республики Крым» был принят без учета норм закона РФ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
И закономерный результат – отсутствие информации о результатах работы Общественной палаты Крыма.
Обращение к Секретарю Общественной палаты РФ по вопросам незаконного формирования и деятельности Общественной палаты Республики Крым было адресовано полгода назад, но ответа мы не получили. Если руководство Общественной палаты РФ игнорирует факты нарушений формирования региональных органов, то какой спрос с Общественной палаты Крыма?
ПАСМИ: Вы мониторите ситуацию по социальному и экономическому климату в Крыму. Что, на Ваш взгляд, является главным раздражающим фактором для жителей Крыма?
Андрей Мезин: В своем большинстве жители Крыма рады воссоединению с Россией и готовы ждать и терпеть, несмотря на коррупцию в органах власти и бездействие чиновников. Но радужные очки у многих спали…
Остановлюсь на основных моментах.
— Отсутствие действенных мер со стороны правительства Крыма в отношении разгула спекуляций на продовольственном и фармацевтическом рынках региона: цены на многие продукты питания выше, чем в Краснодарском крае, а на лекарства – в полтора раза, но уровень доходов крымчан намного ниже, чем в других регионах РФ. Ведь данная проблема решается довольно просто: есть отработанные механизмы, но, видимо, есть теневая схема заинтересованности чиновников.
— Колоссальные очереди в государственных учреждениях, особенно в Управлении Росреестра по Крымскому федеральному округу. В этой организации сейчас выдают талоны для приема документов на май 2015 года, затем эти талоны перепродаются за 15-20 тыс рублей. Учитывая количество людей, проходящих через Росреестр, нетрудно подсчитать теневой доход дельцов. И уверения руководства Росреестра об их непричастности к описанной схеме выглядит неубедительно. Аналогичная ситуация и в других разрешающих организациях.
— Отсутствие транспортного сообщения с Украиной, а 90 % жителей Крыма связаны родственными узами с Украиной, и полная пассивность властей, в том числе и федеральных, в возобновлении железнодорожного сообщения, по крайней мере, удивляет.
— Тотальное нарушение государственными учреждениями и прокуратурой Республики Крым законодательства РФ об обращениях граждан. Зачастую они вообще не рассматриваются, либо дается промежуточный ответ. Вопрос адресован Генеральному прокурору РФ.
— Затягивание судебных процессов, принятие нелогичных и незаконных решений судами, особенно по административным и гражданским делам (отказ в выдаче исполнительных листов, отказ в продлении сроков рассмотрения и т.д.) – это вопрос к председателю Верховного суда Республики Крым и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
— Промедления в выплате зарплат и пенсий. В данном случае этот вопрос адресован министру финансов и пенсионному фонду.
— Непрозрачная схема начисления зарплат бюджетникам, особенно медикам. Люди не понимают причины уменьшения своих зарплат и винят руководство в воровстве. Вопрос адресован профильным министерствам.
Согласитесь, данные проблемы порождены безответственностью чиновников и решаются без финансовых вложений.
ПАСМИ: Как Вы считаете, в чем должна, в первую очередь, заключаться борьба с коррупцией?
Андрей Мезин: Я не буду вдаваться в научную терминологию коррупции, а приведу два основных вида проявления коррупции:
— казнокрадство, нецелевое использование бюджетных средств, а точнее — их разворовывание через механизм «откатов» при проведении тендеров и реализации государственного (национализированного) имущества;
— взяточничество.
Также скрытой коррупцией можно назвать неисполнение своих служебных обязанностей, бездействие чиновников, получающих зарплату из бюджета.
Поскольку коррупция является угрозой национальной безопасности России, то и отвечать за ее уровень обязаны первые лица в регионах: в областях – губернаторы, в городах и районах – главы администраций. Вопрос об отсутствии ответственности руководителей регионов я отсылаю Президенту РФ.
На этой неделе я передал руководителю комиссии по противодействию коррупции Госсовета Республики Крым предложение по созданию эффективного механизма контроля за законностью и прозрачностью проведения государственных тендеров и торгов по реализации национализированного имущества. При реализации в Республике Крым этого механизма на 90 % будет исключен вопрос казнокрадства. Заинтересованы ли первые лица Республики в данном вопросе, увидим в ближайшее время.
ПАСМИ: Какова, на Ваш взгляд, роль молодежи в антикоррупционном движении? С какого возраста и как нужно воспитывать неприятие коррупции?
Андрей Мезин: Молодежь в Крыму очень активная и целеустремленная. В перспективе развития Антикоррупционного Бюро Республики Крым – создать молодежное подразделение Бюро, из-под крыла которого будут выходить молодые политики – будущее Крыма. Основную роль в воспитании непринятия коррупции я вижу в семье, т.к. от родителей зависит среда, в которой растет ребенок. Одни в 15 лет понимают, что коррупция является основным тормозом развития общества, а другие – не понимают и в сорок лет.
Беседовала Алена Подлесных
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале