01.03.2012 / 08:39

Торги по гособоронзаказу не дают цене падать

Глава Федерального агентства по поставкам вооружения, военной и специальной техники (Рособоронпоставка) Надежда Синикова рассказала в интервью о том, с какими проблемами пришлось столкнуться созданному полтора года назад ведомству, сообщает «Коммерсантъ» в четверг.

По словам Синиковой, передача в мае 2010 года Рособоронпоставки в ведение Министерства обороны в соответствии с указом Президента РФ Дмитрия Медведева стала первым шагом к модернизации системы государственных закупок в рамках оборонного заказа, повышающим эффективность расходования бюджетных средств.

Всего в 2011 году общий объем оборонного заказа, размещенного агентством, составил 12,7 млрд рублей, государственные контракты с учетом достигнутой экономии бюджетных средств заключены на сумму 11,8 млрд рублей. По линии военного ведомства были проведены торги на сумму 11,2 млрд рублей, контракты заключены — на 10,6 млрд руб.

«Конечно, самые серьезные нарушения там, где участники идут на нарушение сознательно. Мы сталкиваемся с выходом на торги зависимых юридических лиц. Их участие в торгах носит спланированный характер, искусственно снижается цена, имитируется конкурентная борьба, но реальная цель — заключение госконтракта по максимально возможной цене. Такие недобросовестные действия аффилированных лиц блокируют механизмы рынка и конкуренции, что лишает торги их прямого назначения», — отмечает Синикова.

Для борьбы с таким видом коррупции глава Рособоронпоставки предлагает законодательно закрепить ограничения по допуску к участию в торгах аффилированных лиц и обязанность участников торгов по информированию заказчика об отсутствии зависимости.

«Серьезные нарушения по тяжести последствий допускаются участниками при обеспечении исполнения госконтракта, — сообщает Синикова. — В 67% случаев нами в результате проверок установлено несоответствие поручителей требованиям законодательства. Участниками представлялись документы о наличии у поручителей соответствующих законодательству уровня прибыли, объема основных средств, размера капитала и резервов. В действительности оказывалось, что эти документы сфальсифицированы, а предприятия-поручители являлись фирмами-однодневками, сдающими нулевую отчетность».

«Мы не разделяем позицию судов, которые фактически снимают с участников госзаказа ответственность за предоставление подложных документов в отношении поручителей, предполагая добросовестное заблуждение участников торгов в отношении фиктивности поручителей. Пока эта позиция не изменится, нас ждет дальнейший рост количества таких нарушений, и мы не добьемся надежного обеспечения госконтрактов» , — резюмирует глава ведомства.