Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Коррупцию не победим — никто не знает, что это такое

24.02.2012 / 10:03 Новости

Горячая дискуссия на тему коррупции разгорелась за круглым столом между представителями общественных организаций, юридического сообщества и чиновничьего аппарата. Хотя все они почти единогласно признали, что в России нет адекватного определения коррупции на законодательном уровне, и в вопросах наказания за нее творится полный хаос, вот в методах борьбы с всеобщим злом мнения разошлись. Впрочем, и здесь экспертов объединила общая мысль: победить коррупцию в нашей стране — задумка утопичная.

Круглый стол на тему «Актуальные вопросы уголовного права. Коррупция: явление и система, правовые методы борьбы» был организован Юридической фирмой «ЮСТ», журналом «Уголовный процесс» и Российским агентством правовой и судебной информации. Приглашенные на него поставили перед собой конкретную задачу – помочь законодателям определиться в понятии коррупции и обозначить эффективные меры борьбы с ней. Кроме чиновников, юристов и общественников на обсуждение приглашались представители Следственного комитета и депутаты Госдумы, но их места за столом пустовали.

Первой выступила адвокат Московской коллегии адвокатов «Юридическая фирма «ЮСТ» Елена Львова. Она уверенна – власть делает вид, что знает, каким образом бороться с коррупцией, но не знает, что на самом деле кроется за этим понятием. «Во всех отечественных, международных нормативно-правовых документах или нет определения коррупции, или оно заменено понятием взятка, — говорит адвокат. — Единственным документом, где коррупция определена – это закон «О противодействии коррупции», но и там список далеко не полный. А пока нет адекватного понятия явления – нет и реальной борьбы с ним».

На взгляд Елены Львовой, в определении коррупции, прежде всего, должно отражаться ее влияние на совокупность отношений в сфере государственной власти. Она предложила свой вариант расшифровки термина, согласно которому коррупция – это «устойчивая, систематическая, групповая, комплексная, преступная деятельность, посягающая совокупно на разные виды общественных отношений в сфере государственной власти, экономики, собственности, правосудия, порядка управления и на другие указанные в уголовном законодательстве, с использованием полномочий власти и управления и направленная на извлечение наживы». Адвокат признает, что такое понятие может быть критично воспринято законотворцами, но в нем есть все то, что так недостает для практической работы юристов.

Председатель же Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что определение коррупции давно существует и используется в международной практике. «Звучит она примерно так – использование властного ресурса с целью извлечения материальной и нематериальной выгоды. Меня это понятие вполне устраивает, но не устаревают методы борьбы с ним. Вот об этом стоить говорить серьезно», — объяснил эксперт.

Три условия эффективной борьбы с коррупцией видит г-н Кабанов. Во-первых, ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН о незаконном обогащении чиновников. По его словам, в этом году правительство все-таки намеренно внести закон о ее ратификации в Госдуму. Во-вторых, если коррупция – это бизнес, который имеет тарифы и систему управления, то нужно создать условия, чтобы этот бизнес стал невыгодными. В-третьих, необходимо лишить российских чиновников избыточных функций, которых насчитывается более 1800, что несоизмеримо с европейскими стандартами.

«Но проблема в том, что в борьбе с коррупцией абсолютно не заинтересована власть. У нас коррупция инициируется не бизнесом или гражданами, а бюрократией. А сломать бюрократию сложнее, чем договориться с народом», — добавил Кирилл Кабанов.

Одним из самых ярких было выступление начальника управления Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) по контролю за размещением государственного заказа Михаила Евраева. Чиновник, готовясь к обсуждению, написал мини-программу государственного масштаба по борьбе с коррупцией. Первым пунктом его стратегического плана стало повышение зарплат чиновников в несколько раз и одновременно резкое сокращение их количества. Вторым обязательным условием г-н Евраев видит обеспечение короткого судопроизводства для экономических преступлений, ограничивающееся максимум 1,5 месяцами. Не менее важным условием, по его мнению, является равный доступ к госзаказам и имущественным благам, «когда государство не только ставит в известность, что покупает, но и что продает или сдает в аренду». И последним предложением выступающего было максимально освободить бизнес от влияния государственного сектора.

Г-н Кабанов, выслушав программу руководителя управления госзаказа ФАС, высказал мысль, что все его предложения с 2009 года прописаны в Национальном плане и Национальном стратегии по противодействию коррупции, но почему-то коррупции от этого меньше не стало.

«Мне близки два способа борьбы с коррупцией, — вступил в дискуссию главный редактор журнала «Нотариальный вестникъ» Константин Катанят. — Первый – это чисто гражданский. Пока народ будет лояльно относиться к коррупции, говорить о борьбе с ней бесполезно. Нужен толчок, протест народа, выраженная гражданская позиция. Во-вторых, нужно дать СМИ возможность освещать напоказ темные дела коррупционеров. Любое зло боится огласки».

А заместитель главного редактора радиостанции «Коммерсантъ FM» Андрей Родионов заявил, что задача искоренить коррупцию по своей сути является невозможной: «Я бы сравнил коррупцию с террористическим актом: если есть у человека намерение — его не остановить. В этом вопросе надо пытаться влиять на самосознание граждан».

Вопрос коррупции настолько «зацепил» собравшихся, что им не удалось говорить о нем только в юридической плоскости и вывести одно общее определение этого термина. Видимо, коррупция преобразилась в такие многообразные формы, что определить ее одной формулировкой, под которой бы подписались все, будет весьма сложно. В конце дискуссии эксперты согласились, что все же видимые положительные перемены в противодействии есть — появилось, наконец, хоть какая законодательная база и Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД стало задерживать чиновников среднего звена. Но нельзя не согласиться, что это очень маленькие «дозы лекарств» для такой эпидемии, как коррупция. И как известно, от маленьких доз организм не лечится, а вырабатывает иммунитет к болезни.

pasmi.ru

Художник: Константин Брансвик

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале