Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

«Инквизиторам нового времени» приходит конец?

Деятельность главного сектоведа Александра Дворкина может в скором времени может сойти на нет. Специалисты института им. Сербского поставили изобличителю сект неутешительный диагноз: «невозможность оценивать адекватность своих действий».

dvorkin

Споры о вменяемости

Некоторое время назад центральные СМИ всколыхнула новость – главный сектобрец страны, Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Александр Дворкин может оказаться психически нездоровым человеком.

В распоряжение журналистов оказались амбулаторные карты Александра Дворкина почти двадцатилетней давности. Судя по опубликованным документам, Дворкин долгое время наблюдался в психоневрологическом диспансере с диагнозами «циклотимия» (форма маниакально-депрессивного психоза), «патологическое развитие личности» и «психофизический инфантилизм», а также госпитализировался в психиатрическую больницу №14.

Изначально сам Александр Дворкин и его адвокат Александр Корелов категорически опровергали эту информацию, напирая на то, что документы поддельные.

«Указанная информация не соответствует действительности, а представленные на различных сайтах «медицинские документы» являются подложными», – написал на официальном сайте РАЦИРС Корелов. На предложение проверить подлинность бумаг адвокат отреагировал резко: «Мне это совершенно не нужно, потому что я знаю, что это фальшивка. Я прекрасно знаю Дворкина и его биографию».

Однако чуть позже сектоборец все же вспомнил, что действительно находился под наблюдением врача-психиатра. Но «сдался» в руки врачей он, дескать, добровольно: «Я был хиппи, соответственно – пацифистом и считал, как и все мои коллеги-хиппи в то время, что служба в армии противоречит моим убеждениям. И я освободился от службы в армии – у меня в детстве было сотрясение мозга, и я освободился от армии через психиатрическую экспертизу». Эти факты были изложены в официальной биографии Александра Дворкина.

Однако, не смотря на все попытки Дворкина и его адвоката оправдаться, заключения специалистов, изучавших эти документы весьма не утешительны: Например, эксперты-криминалисты «Бюро экспертиз и консультаций №1» г. Санкт-Петербурга отметили, что «если что-то подделывают, это одна какая-то справка». В нашем же случае имеется целая история болезни в двух медицинских картах из двух психиатрических учреждений на шестидесяти листах».

Президент Российской Психотерапевтической Ассоциации Равиль Назыров, высказал свою точку зрения «в самом факте того, что главная страница карты современная, я проблемы не вижу, потому что обычно так и делается: если карта за давностью лет приходит в негодность, истреплется – ей выписывают новую обложку».dvork-chtets

Медицинские карты Дворкина изучили и специалисты центра судебной психитарии им. Сербского и пришли к следующим выводам: «при наличии светлых промежутков, а также в маниакальной фазе, он (больной – прим. авт.) может выполнять временную работу, проявлять в ней фантазию, изощренность, формировать логические выводы и умозаключения, создавать собственные теории, зачастую легко опровергаемые, подчинять своему влиянию внушаемых личностей, вести какую-либо пропаганду и т.п. Его деятельность вряд ли будет подкреплена серьезной научной базой, основанной на длительных наблюдениях или требующей аналитических способностей. Это скорее будут поверхностные суждения, облекаемые в яркую «обложку» и подкрепляемые неадекватной по силе и модальности эмоциональной окраской».

Психиатры также предупредили о том, что «подобные больные склонны к изобретательству и реформированию которое может выглядеть научно обоснованным для неподготовленной аудитории».

Наследие Дворкина

Что касается аудитории, то она за 22 года деятельности сектоведа в России образовалась весьма внушительная.

Свою деятельность по критике религиозных движений Дворкин начал в 1992 году, сразу по возвращению из 17-летней эмиграции в США. С именем Дворкина связывают распространение понятия «тоталитарной секты». В 1993 году он открыл первый в стране антисектантский центр, а уже через несколько лет подобные центры появились в других городах России, и тогда была основана Российская ассоциация центров по изучению религий и сект (РАЦИРС).

Отдельных членов ассоциации не раз обвиняли в разжигании межрелигиозной вражды. Как отметил в свое время министр юстиции Александр Коновалов, деятельность Совета под началом Дворкина малорезультативна. Обнародованные документы позволят объяснить многие нестыковки, которые были в «сектоведении». Так, например, что под определение термина «тоталитарная секта» подпадает любая религиозная организация, однако это клеймо использовалось только по отношению к отдельным из них. Постепенно «сектоведение» превратилось в политический инструмент для дискредитации противников, и за счет усилий Дворкина термин «секта» давно потерял чисто религиоведческий смысл.

Так, под понятие «тоталитарная секта» Дворкин например, «подогнал» компании, занимающиеся сетевым маркетингом, назвав их «коммерческим культом». Это в последующем позволило ему и его последователям в буквальном смысле ломать судьбы людей  и наносить весьма ощутимый вред репутациям многих компаний.

— Ко мне неоднократно обращались коммерсанты, которые занимаются сетевым бизнесом и жаловались на то, что Дворкин причислил их компании к сектам. Хотя это никакого отношения к таковым не имеет и никак не связано с религией, — сказал в беседе с корреспондентом ПАСМИ председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной думы Депутата фракции ЛДПР Ярослав Нилов

— Что касается личности самого Дворкина, у меня к нему скептическое отношение. Он является гражданином США, а в России позиционирует себя неким экспертом, хотя, насколько мнение компетентно у меня большие вопросы. Его прямолинейность и твердолобость в отношении членов «новых религиозных организаций», которые в народе называют сектами, на мой взгляд, делает эти религиозные организации, сильнее, крепче и больше привлекает к ним внимания. Такая позиция наносить РПЦ больший вред, чем само существование «новых религиозных образований», — добавил эксперт.

Некоторые исследователи рискнули предположить, что свою деятельность РАЦИРС была направлена не только на борьбу с «неугодными» организациями, но и для того зарабатывает деньги за счет государственных грантов, которые выделяются якобы на борьбу с сектами.

Так или иначе, последние события ставят под сомнения результаты многолетней работы экспертов РАЦИРС и разумеется самого Дворкина. По предположению экспертов «антисектантская» работа Дворкина вероятнее всего прекратится. С заключением авторитетных психиатров о том, что : «Выявленные заболевания делают больного непригодным для занятия любого рода научной, общественной или политической деятельностью ввиду крайней субъективности восприятия и невозможности адекватно оценивать последствия своих действий, а также нести за них ответственность» не поспоришь.

По материалам СМИ

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале