МВД и Владимир Колокольцев теперь под охраной
15 мая 2014 года бывшему начальнику ГУЭБиПК генерал-лейтенанту Денису Сугробову Следственный комитет предъявил обвинение по трем статьям: провокация взятки, превышение должностных полномочий и организация преступного сообщества. Также следствие пытается отстранить от защиты адвоката Георгия Антонова, привлекая его в качестве свидетеля по данному делу. Громкое дело примечательно не только количеством и статусом арестованных сотрудников антикоррупционного подразделения, но и составами преступлений, которые им пока вменяют. Журналист «Первого Антикоррупционного СМИ» Денис Балашов попытался разобраться в ситуации, как и почему могли развиваться события, и кому мог быть выгоден этот скандал.
Кратко по истории
В 2005 году Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД было преобразовано в Департамент экономической безопасности МВД России, который возглавил Сергей Мещеряков. Буквально через год руководителем ДЭБа стал Евгений Школов. Он работал с Путиным в ГДР. В конце 2007 года Евгений Школов стал заместителем министра Рашида Нургалиева, с 2008 года курировал борьбу с коррупцией по линии МВД,
объявленную президентом Дмитрием Медведевым, а ДЭБ МВД возглавил генерал-лейтенант Юрий Шалаков.
В том же 2008 году в ДЭБе МВД образовано специальное подразделение оперативно-разыскное бюро №3, основная задача которого — борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, возглавил ОРБ№3 Александр Назаров.
Генерал-майор милиции Александр Назаров запустил процесс задержаний высокопоставленных должностных лиц, и за высокие показатели в служебной деятельности его повысили до заместителя Юрия Шалакова, где первым замом был уже генерал Андрей Хорев. Денис Сугробов был начальником ОРБ№10.
К тому времени уже шла война в ДЭБе, в поле зрения попадали не только высокопоставленные чиновники, правоохранители соседних ведомств, но и сами коллеги со своими финансовыми потоками. В разгар антикоррупционной борьбы, реформ и внутриведомственного противостояния команд и конфликтов для руководства страны фигура Сугробова оказалась предпочтительней.
Так, самый молодой в ведомстве генерал-майор уже полиции Денис Сугробов возглавил преобразованное в ходе реформ Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Евгений Школов продолжил противодействие коррупции, но уже в профильном Совете при Президенте РФ, став помощником Владимира Путина, Юрий Шалаков ушел помощником полпреда в ПФО, далее занял пост замначальника управления кадров президента, курирует работу правоохранительных органов и силовых структур, а вот Андрею Хореву и Александру Назарову пришлось не только покинуть министерство в процессе реформирования, но и сменить сферу деятельности.
Генерал Хорев, как сообщают СМИ, всегда был близок к управлению собственной безопасности ФСБ. С 2010 года Андрей Хорев «светился» в разных коррупционных скандалах, а в 2011 году генерал, став фигурантом дела о получении крупной взятки московским следователем Нелли Дмитриевой, скрывался за границей, говорят, сейчас спокойно передвигается по Москве. Александр Назаров ушел советником в Ростех к Сергею Чемезову и стал управляющим директором по проблемным активам Ростеха.
«Зеленый свет и поддержка»
«Кто-то считает, что реформа прошла успешно, кто-то, — что не совсем успешно, мнения разделились, но я считаю, что все-таки есть серьезные шаги вперед, все подразделения МВД теперь будут работать по-новому. В своем Управлении мы постарались отойти от так называемой «палочной» системы. Сейчас мы работаем на достижение серьезного результата, то есть на выявление значимых экономических, налоговых преступлений и преступлений коррупционной направленности, которые серьезно могут повлиять на складывающуюся оперативную обстановку», — заявил Сугробов в марте 2012 года, подводя первые итоги работы антикоррупционного ведомства.
Меньше чем за первые пол года работы ГУЭБиПК размер возмещенного ущерба государству составил более 11 млрд рублей, за этот период по материалам Главка «к уголовной ответственности было привлечено 4 действующих и бывших заместителя губернаторов, 16 региональных министров и их заместителей, 4 депутата заксобраний, 13 должностных лиц структурных подразделений органов власти субъектов РФ и ряд других высокопоставленных руководителей».
Как говорят в кулуарах министерства, Денису Сугробову и ГУЭБиПК «везде был дан зеленый свет» и на «превышение скорости особо не смотрели».
Сугробова поддерживал и руководитель администрации Президента РФ Сергей Иванов.
«Последние дела наглядно показывают, что, несмотря ни на какие чины, звания и так далее, у нас нет и не должно быть неприкасаемых», — комментируя дело о хищениях в ГЛОНАСС (ОРМ проводило ГУЭБиПК), заявил Иванов. Чего стоит только дело «Оборонсервиса» с амнистированным в итоге экс-министром обороны РФ Анатолием Сердюковым.
Деятельность Главка высоко оценивалась наверху. О степени оказываемого Денису Сугробову доверия свидетельствует, что на празднование в 2012 году Дня органов внутренних дел Сугробов сидел рядом с Владимиром Путиным, получение досрочного звания генерал-лейтенанта в 36 лет. Также, по имеющейся информации, Сугробов был в хороших отношениях и с руководством ФСБ России, сам директор ФСБ Александр Бортников вручал ему лично наградной пистолет, говорят, за предотвращение покушения на Рамзана Кадырова и проведение успешных спецопераций на Северном Кавказе.
Как и за что задержаны генералы
Подчиненные Сугробова получили информацию и стали разрабатывать замначальника 6-й службы 9-го управления УСБ ФСБ Игоря Демина. И после того, как агент ГУЭБиПК под видом предпринимателя 14 февраля 2014 года передал чекисту 10 тыс. долларов за крышевание бизнеса, в антикоррупционном Главке и квартирах оперативников прошли обыски. В Басманном суде прокуратура выступила против ареста четырех «гуэбовцев», и суд их отпустил. Спустя время поочередно в СИЗО оказывается 13 сотрудников ГУЭБиПК, в том числе, сам Сугробов и его заместитель Колесников.
Всем арестованным предъявлены обвинения в провокации взятки, превышении должностных полномочий, организации преступного сообщества и участии в нем.
В Западной правоохранительной системе провокация взятки активно использовалась в борьбе с коррупционерами, только бравших взятку по провокации не сажали в тюрьму, а увольняли со службы. В российском законодательстве провокация взятки – это уголовная статья: «попытка передачи должностному лицу без его согласия денег».
Из судебных заседаний в Басманном суде известно, что агент ГУЭБиПК неоднократно встречался с Деминым и обговаривал необходимую для «решения вопросов» сумму. И уже на очередной встрече, когда чекисту принесли деньги, агент был задержан.
По словам свидетеля со стороны ФСБ, полицейский агент на одной из встреч должен был «передать Демину деньги, после короткого периода времени необходимо было снова передать Демину деньги, и уже после неоднократного получения им денежных средств за решение различных вопросов его планировали задержать».
Интересный момент. Сергей Пирожков — экс-майор милиции, сотрудник 6 отдела (отдел внедрения по обеспечению оперативных комбинаций и оперативных экспериментов в ДЭБе) ОРБ №3 МВД РФ, говорят, уже будучи уволенным со службы, задерживался сотрудниками УСБ ФСБ на вымогательстве при одном рейдерском захвате. Однако, не был привлечен к ответственности, то ли из-за недоказанности, может, по иным причинам.
«Изначально инициатива шла от ФСБ. Павел Глоба – их агент. Он вышел на Пирожкова и сказал, что «фсбешник» готов обеспечить крышу. Инициатива шла от ФСБ. Это их разработка», — считает адвокат Баринов.
Отметим лишь, что уже на первых встречах замначальника управления «Б» ГУЭБиПК Алексея Боднара с Пирожковым и Глобой, последним велась аудиозапись разговоров, которые легли в материалы дела.
Наткнулись гуэбовцы сами на информацию в отношении сотрудника ФСБ, или им ее подвели специально в рамках оперативной комбинации, остается только догадываться. Однако это не столь важно в оперативной работе, откуда к тебе пришла информация. Возникает другой серьезный вопрос – зачем и кому нужно было, чтобы полицейские сами разрабатывали чекиста?
Основное предположение — полицейские «играли», действовали самостоятельно, и после фиксации передачи денежных средств чекисту не собирались Демина задерживать. Дискредитировать органы безопасности без указания первого лица никто бы не стал, это самоубийство. Сугробов просто передал бы уже не информацию, а конкретные материалы руководству ФСБ для внутреннего использования. Тем самым, заработав серьезные «баллы» во взаимоотношениях, как говорится, «баш на баш», поэтому и не уделялось должного внимания оформлению материалов, проводимых ОРМ. Соответственно, в курс дела министр Колокольцев и руководство страны могли и не ставиться. В этой «игре» также могли участвовать высокопоставленные чины в Администрации Президента, оставшиеся пока «в тени».
В любом случае, Сугробовым допущена серьезная ошибка, если бы Владимиру Путину доложил бы Владимир Колокольцев, а не Александр Бортников, то ситуация развивалась бы совсем по-другому.
Позиция Сугробова
«Мое ведомство очень многим помешало, мы много куда залезли», — заявил Сугробов в Басманном суде. «Я выполнял указания президента РФ и министра МВД по борьбе с коррупцией».
В день ареста Сугробова председатель ОНК Антон Цветков опубликовал в Интернете текст письма Сугробова Путину, в котором генерал рассказал о том, что его в январе 2011 года перед вручением ведомственной награды ФСБ пытался завербовать лично замначальника УСБ ФСБ Олег Феоктистов. Феоктистов, как утверждается в письме Сугробова, хотел, чтобы тот установил «доверительные деловые отношения» с Андреем Хоревым, которого «со слов Феоктистова планировалось назначить начальником ГУЭБиПК», а Сугробова «его заместителем».
«Сложившееся неприязненное отношение к широко известным методам работы Хорева, а также тот факт, что на протяжении двух лет указанное подразделение [УСБ ФСБ] непосредственно разрабатывало последнего, не позволили мне принять данное предложение», — сообщается в письме Сугробова.
Стоит отметить, что в письме Сугробова также утверждается, что следователь СКР Сергей Новиков (ведет «дело гуэбовцев» ) «полностью ангажирован сотрудниками УСБ ФСБ».
Прерванный полет
Почему Денису Сугробову было оказано доверие на высшем уровне, а затем на том же уровне доверие к нему резко исчезло. Ведь ни головокружительная карьера молодого генерала, его заключение в Лефортовский изолятор не могло быть не согласовано «наверху».
Основные причины такого взлета и падения могут быть две.
Вор должен сидеть в тюрьме
Первая основная причина: такое доверие могло оборваться в одночасье, если руководимое Сугробовым подразделение прикрываясь борьбой с коррупцией и поддержкой на самом высоком уровне, само занималось вымогательством, получением и дачей взяток, мошенничеством, «делило и пилило» отрасли экономики и обогащалось, фальсифицируя доказательства, тогда — да, преступники должны сидеть в тюрьме и долго. Но таких обвинений фигурантам и широкой общественности пока не представили, следствие говорит об основном составе — провокации взятки и эпизодах, все преступное сообщество строится на провокациях, с целью карьерного роста путем «увеличения количественных показателей своей работы».
Может, просто еще «тайна следствия», и следователи не спешат предъявлять «милионно-миллиардные хищения и вымогательства» этого преступного сообщества. Такая практика существует, когда следствие начинает работать специально с менее тяжкого состава, доказывая постепенно более тяжкие преступления. Уже просочилась информация, что следствие в рамках расследования выявило получение взятки (состав 290 УК РФ). Но, если же обвинения останутся прежними, то это дело становится очень странной историей, и правдоподобно будет выглядеть вторая возможная причина.
МВД слишком далеко зашло
За последние пять лет Министерство внутренних дел крепло и набирало обороты, само назначение Владимира Колокольцева на фоне предшественника выглядело очень позитивно, прибавляло очки как во внешнем позиционирование, так и внутри министерства. Ведомство не только наделили полномочиями главного игрока в борьбе с коррупцией, но и дали возможность на деле поработать в обеспечении экономической безопасности страны. После постановки задач руководством страны на наведение порядка в финансово-кредитной сфере, борьбой с «обналом» и оттоком триллионов рублей за границу, Главк Дениса Сугробова взялся за работу. За полтора года были арестованы десятки банкиров, перекрыты десятки «обнальных площадок», выявлены в рамках разработок нарушения, послужившие отзыву лицензий и закрытию многих известных банков. Такой чистки банковской сферы в современной России еще не было.
МВД залезло, куда раньше не залезало — в миллиардную теневую экономику банковской сферы, а здесь всегда боролась служба экономической безопасности ФСБ РФ. Говорят, что безконтрольность работы Главка Сугробова навредила многим, а дальнейшая активизация могла «вскрыть, чего нельзя вскрывать», и усилить положение МВД на арене правоохранителей. Оставалось найти серьезные ошибки, либо дождаться их совершения и дескридитировать не только конкретных лиц, но и работу в целом ведомства. Нажитые за это время влиятельные враги и межведомственный конфликт могли сойтись.
Владимир Колокольцев и МВД под охраной
Между тем, кадровая расстановка в МВД изменилась следующим образом. За три дня до отстранения от должности Сугробова был назначен на пост замначальника Главного управления уголовного розыска Дмитрий Миронов, выходец из ФСО, с присвоением звания генерал-майор полиции. А уже 12 мая он стал начальником ГУЭБиПК.
В этот же день на должность первого заместителя Владимира Колокольцева назначен начальник охраны Владимира Путина, замдиректора ФСО – Виктор Золотов.
ГУЭБиПК больше нет и не будет
Как говорят, аресты руководителей Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, а следовательно, дискредитация данного подразделения и имиджа самого ведомства МВД согласованы в предверии очередных реформ.
По всей вероятности, начатая реформа милиции продолжится, и МВД, как пример, разделят на вновь созданные структуры «Министерство общественной безопасности» и «Федеральную службу расследований».
Денис Балашов
Читайте также:
Адвокат Сугробова обратился к Владимиру Колокольцеву
Кирилл Кабанов: Доминирование одной службы на правовом поле – это крайне опасно
Замначальника управления СК РФ по Москве поймали на взятке в миллион долларов
Колокольцеву предложили отставку или стать поручителем Сугробова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале