16.02.2012 / 08:51

МВД предупреждает о коррупциогенности в ФКС

Законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС), подготовленный Министерством экономического развития (МЭР), не решит проблему коррупции в госзакупках, а, наоборот, даст ей новые условия для развития. К такому мнению единодушно пришли представители МВД России, комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, Торгово-промышленной и Общественной палат и ведущих антикоррупционных общественных организаций, обсудившие ФКС за круглым столом. Как выяснилось, МЭР проигнорировало рекомендации и предложения по исключению коррупциогенных составляющих каждого из собравшихся в отдельности. Но увидев удивительное сходство своих замечаний к законопроекту, в итоге было принято решение добиться, чтобы в свет не вышел документ с такой массой несовершенств и коррупционных рисков.

Круглый стол, объединивший общественников, законодателей, правоохранителей и бизнес-сообщество с общей болью, был инициирован начальником ГУЭБиПК МВД России Денисом Сугробовым. По сути, это тот редких случай, когда руководство МВД занимается решением своих основных задач – не только пресечением коррупции, но ее профилактикой и предупреждением. Кстати, в МЭР, узнав о подготовке круглого стола на эту тему, были крайне недовольны. Вовсе непонятно, почему в министерстве так сильно спешат принять закон без лишнего шума, отказываясь слышать дельные советы по его усовершенствованию. Однако у участников круглого стола появилась уверенность, что не достучавшись в закрытую дверь врознь, они сумеют найти к ней ключ вместе.

Удивительное единодушие царило за столом обсуждения во время всей встречи. Первым выступил сам Денис Сугробов, поведав о том, ущерб от противоправной деятельности в сфере госзакупок исчисляется миллиардами рублей, а две третьи части экономических преступлений, выявленных за прошлый год, были связаны с закупками. На его взгляд, для решения проблем нужно непременно менять законодательство в этой сфере, но предложенный документ МЭР – не лучшая альтернатива существующему закону. «Мы уже подготовили докладную записку о ФКС, в ней перечислены существенные недостатки закона, теперь хотим обсудить их с вами, а после направить в МЭР», — резюмировал начальник ГУЭБиПК МВД.

Его слова подтвердил начальник управления по борьбе с коррупцией ГУЭБиПК МВД Юрий Черницев, подробно рассказав о том, чем чревато принятие ФКС. Он перечислил порядка десяти лазеек, которыми сегодня пользуются заказчики для отмывания огромных денег на госзаказах, и которые с особой изобретательностью были перенесены в новый документ о ФКС. К примеру, в новом законопроекте разрешается менять условия контракта во время самой процедуры осуществления госзаказа, а это приводит к отсечению «ненужных» заказчиков на любой этапе. Во-вторых, рассмотрение жалоб в сфере госзаказа на региональные и муниципальные власти будет осуществляться уполномоченным органом, статус которого в проекте не определен.

Еще один существенный недостаток сотрудники управления видят в том, что ФКС дает шесть способов осуществления заказов. Например, вводится форма экспресс-покупок, которую можно осуществить за три дня на неограниченную сумму, при этом не особо тщательно подходя к выбору исполнителя. Нельзя пропустить в закон норму и о том, что контроль над сферой госзакупок становится размыт, так как переходит к «общественному контролю», тоже конкретно необозначенному документом. В конце выступления г-н Черницев добавил, что законопроект в целом положительный, но имеет много существенных недостатков.

«Я уверен, что все перечисленные вами коррупционные факторы оставлены в законе неслучайно», — заявил председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Нужно понимать, что мы говорим о самом коррупционном секторе современного рынка. Основная задача авторов, заинтересованных в продолжении отмывания денег на госзаказах, сделать так, чтобы новый закон унаследовал эту поручную практику».

Кирилл Викторович уверен, что для решения проблем необходимо прописать две основные нормы в готовящемся законопроекте. Во-первых, дать возможность МВД и Счетной палате проводить анализ обоснованности и целесообразности заказа. На его взгляд, зачастую заказчики размещают покупки, которые они даже технически принять не могут. Во-вторых, по его мнению, нужно ввести персональную ответственность заказчика за свои действия. «Сегодня у нас за размещение отвечают коллективно, всем ведовством, а значит, нет ответственности никакой», — добавляет председатель антикоррупционного комитета.

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействия коррупции Илья Костунов тоже посетовал на то, что его предложения по совершенствованию ФКС в МЭР не услышали, и решил поделиться ими с единомышленниками. «Нужно чтобы в технических заданиях заказов были прописаны строгие параметры, а заказчика выбирали конкретно соответствующего им. А во-вторых, каждая фирма должна прописать то, чем она собирается заниматься и брать заказы лишь по своему направлению. Разрушив связку необоснованной цены и ограниченной конкуренции, можно победить коррупцию в госзаказах», — сказал депутат.

Мысли коллег подтвердили и представители Общественной и Торгово-промышленной палат, адвокатского сообщества и «Центра антикоррупционных инициатив «Трансперенси Интернейшнл — Россия». После активного обсуждения было принято решение подготовить общие предложения и направить их в рабочую группу при МЭР с тем, чтобы там попытались прислушаться к консолидированной позиции настолько разных, но в то же время профессионально занимающихся вопросами противодействия коррупции, представителей.

Правда особого оптимизма, что отправленные предложения сразу же будут учтены в МЭР, нет. Кирилл Кабанов, к примеру, высказал мысль, что законопроект непременно примут в его сегодняшнем виде – давят сроки, а в министерстве почему-то слишком настойчиво игнорируют антикоррупционные предложения. В таком случае придется только через депутатов лоббировать поправки в принятый закон. Ситуация, однако, выглядит абсурдно – целый год писали антикоррупционный законопроект, который еще несколько лет будут поправлять нормами, а уровень коррумпированности останется тот же или, что вполне возможно, станет еще выше. Интересно понаблюдать, как отреагируют на предложения в рабочей группе Министерства экономического развития. Ведь одно дело игнорировать предложения общественной организации или даже депутата, а другое – армии единомышленников во главе с руководством МВД. Может быть хоть теперь те, от кого зависит дальнейшая судьба госзакупок и сохранность львиной части бюджета, исправят свои ошибки и прислушаются к мнению большинства.

pasmi.ru