Вам уже есть 18 лет?

Нет Да
Сообщить о коррупции
Сообщить о коррупции 18+

Останется ли власть Бердска «под колпаком» бизнеса?

19.12.2013 / 19:53 Новости

БердскСледственное управление СКР по Новосибирской области предъявило обвинения главе города Бердска Илье Потапову и его бывшему первому заместителю Владимиру Мухамедову.

Илья Потапов был задержан 30 апреля этого года на теплоходе «Ремикс» при получении взятки в три миллиона рублей от депутата Законодательного собрания Новосибирской области. Спустя несколько дней следователи задержали бывшего вице-мэра Владимира Мухамедова. Недавно мэру Бердска предъявили окончательное обвинение в покушении на мошенничество, злоупотреблении полномочиями, получении взятки в особо крупном размере и трех эпизодах покушения на взяточничество.

Знаменательно, что передавал взятку под контролем полиции не просто депутат законодательного собрания Новосибирской области, а председатель комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Александр Илющенко. Именно тем, что на его визитке написано «взаимодействие с правоохранительными органами», как выразился сам депутат, объясняется его решение написать заявление в полицию. По его мнению, раз человек (Потапов) это (вымогает взятку) делает, значит он должен быть за это наказан. О том, что за долгосрочную аренду земельных участков ему предлагают дать взятку Александр Илющенко узнал от своего помощника, который обсуждал вопрос с заместителем Потапова Мухамедовым. По словам помощника бизнесмена, Мухамедов «ему озвучил просто цены за участки».

Сегодня разоблачениями глав мелких и крупных городов в России никого не удивишь. Все идет, как по маслу, чиновники один за другим оказываются на скамье подсудимых. Это обыденность. Но в деле Ильи Потапова не обошлось без интриги, которую внесло само следствие. В конце октября руководитель Искитимского межрайонного следственного отдела СК России Сергей Копырин обнародовал аудиоматериалы по уголовному делу мэра Бердска Ильи Потапова.

Илья Потапов - фото: academ.infoЭто два разговора, записанных на аудионоситель. Первый – между мэром Ильей Потаповым и местным авторитетным предпринимателем Виктором Голубевым. Второй – между братом Виктора Голубева Владимиром (он является депутатом городского совета и директором одного из бердских предприятий) и спикером совета Валерием Бадьиным. Оба разговора любопытны с точки зрения отношения к власти.

Диалог между Виктором Голубевым и Ильей Потаповым похож, скорее, на сцену, когда папа отчитывает сынишку за плохое поведение. Бизнесмен Виктор Голубев кроет мэра матом за то, что он не хочет подписывать некий внутренний документ. Предприниматель требует от Ильи Потапова либо подписать бумагу, либо порвать ее. Упрекает главу города в том, что его чиновники «заворовались». По эмоциональному накалу Виктор Голубев переигрывает мэра. Создается впечатление, что глава Бердска «тянет резину», не спешит принимать решение, что раздражает местного олигарха.

Диалог между депутатом Владимиром Голубевым и председателем Бердского городского совета депутатов Валерием Бадьиным – прямая противоположность первому по тону, но очень интересна по содержанию. Депутат упрекает своего коллегу по депутатскому корпусу, что тот не доложил его брату Виктору о некоторых событиях, произошедших на очередной сессии. Владимир Голубев предлагает Валерию Бадьину определить время для встреч и консультаций с его братом-предпринимателем. По некоторым данным, этот частный разговор был записан на диктофон самим Владимиром Голубевым. Во время обыска в рамках уголовного дела о незаконном предпринимательстве на нефтезаводе «Октан», которым руководит собеседник Бадьина, был изъят компьютер. В нем-то следователи и обнаружили два аудиофайла под названиями «бадьин исповедь 1» и «бадьин исповедь 2».

Сергей Копырин обосновал решение об обнародовании этих двух аудиозаписей тем, что «экономическая и политическая безопасность города находятся под угрозой». На это сразу же отреагировала прокуратура. Прокурор Бердска Александр Власов заявил, что действия Сергея Копырина – это нарушение конституционных прав, а именно, вмешательство в частную жизнь. Прокурор направил в СК требование изъят из публичного пространства аудиозаписи. Сергей Копырин не заставил себя ждать. Он заявил местной прессе, что, в первую очередь, руководствовался чувством долга. По его словам, девиз Следственного комитета: «Служу закону, служу Отечеству».

Потапов (слева) и Мухамедов«Одно из понятий, которое включается в понятие «Отечество», это как раз чувство долга: работа во благо города, работа во благо страны. Я считаю, что я свой долг в данном случае выполнил. – сказал Сергей Копырин. — Но если прокурор какие-то противозаконные действия выявил, он обязан свою позицию доложить. Но, думаю, что точку в данном вопросе может поставить только суд. Почему Бадьин на меня не подал в суд? Он ведь заявлял на сессии, что я вмешался в его личную жизнь. А согласно законодательству, за вмешательство в частную жизнь положена денежная компенсация. И он должен доказать в суде, в чем здесь проявилось вмешательство в частную жизнь. Суд принимает решение», – резюмировал руководитель межрайонного отдела СКР по НСО.

Как сообщил автору старший инспектор отдела процессуального контроля СУ СК РФ по НСО Станислав Золотарев, сейчас по факту обнародования аудиозаписей в СК проводится служебная проверка. Станислав Золотарев заметил, что о скандале стало известно в СК РФ. По его словам, только после служебной проверки можно будет сделать выводы о законности или незаконности публикации аудиозаписей. Заметим, что следователь, ведущий уголовное дело, лицо процессуально независимое и в его власти принимать решения об обнародовании тех или иных материалов уголовного дела.

С одной стороны, позиция бердской прокуратуры кажется железобетонной. Прокурор Александр Власов утверждает, что «есть постановление о том, что гражданин сам определяет круг своих частных интересов, и лезть в этот круг можно только тогда, если он совершает что-то противоправное». В случае же с аудиозаписями были просто разговоры, не содержащие чего-то преступного и не подкрепленные пока ничем, уверен прокурор. По его словам, когда по делу Ильи Потапова были обнародованы видеозаписи, где он берет взятку на теплоходе «Ремикс», это было уместно. Видео использовалось как доказательство преступления, а аудиозаписи пока не говорят ни о каком преступлении.

С другой стороны, позиция Сергея Копырина тоже выглядит сильной, поскольку его поступок многие расценивают как гражданский акт, продиктованный чувством долга. Когда «частные разговоры» касаются общественной жизни, вряд ли их можно признать частными. Тем более, когда речь идет о давлении на представителей власти. Иначе оба диалога расценить нельзя. Вот как объяснил свою позицию Сергей Копырин:

«Мы Бадьина не обвиняем, не говорим о том, что он причастен к каким-то преступлениям, не говорили о том, что он коррумпирован. Мы говорили о том, что работа его строится таким образом, что деятельность Бадьина контролируется предпринимателем. Мы посчитали, что общественность должна об этом знать. Это не какая-то частная жизнь Бадьина, а публичные вопросы. Я специально зачитаю вам задачи и цели следствия при взаимодействии со СМИ из указа председателя СК РФ: «Систематическое и оперативное информирование общественности о результатах деятельности Следственного комитета России основано на принципе открытости и гласности, учитывая интересы государства и общественных объединений, при освещении событий, вызывающих социальный интерес».

ТригубовичЛюбопытно, что депутатский корпус Бердска уже высказал свое мнение по поводу разговора своего спикера с Владимиром Голубевым. Бердский активист Егор Савин, делавший запрос в горсовет, получил лаконичный ответ. Вот он: «На основании решения малого совета, сообщаю вам, что данная беседа является частной беседой двух депутатов, в связи с этим принято решение об отсутствии нарушений Правил депутатской этики, относящейся к взаимоотношениям депутатов с избирателями».

То, что в Бердске власти ходят «под колпаком» бизнеса в городе шепчутся давно. Свидетельств полно. Достаточно посмотреть, как застроены берега в живописных местах Бердского залива. Они сплошь заняты частными владениями. Некоторые из них даже оборудованы личными пирсами. А ведь это строительство началось еще при прежних руководителях города-спутника Новосибирска. В этом смысле шаг руководителя Искитимского межрайонного следственного отдела СК России по НСО Сергея Копырина можно рассматривать как попытку сломать существующие взаимоотношения власти и бизнеса, поскольку они противоречат интересам общества. Можно даже предположить, что Сергей Копырин заложил новую основу будущего Бердска. Только, вот, сбудется ли оно? Как ни странно, это зависит не столько от местных депутатов или горожан, а от результатов служебной проверки.

Юрий Тригубович
Новосибирск

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале