Итоги борьбы с коррупцией в 2013 году в системе МВД. Мнения экспертов.
Министр Внутренних Дел РФ Владимир Колокольцев при вступлении в должность заявил, что одной из главных задач является очищение рядов от разного рода коррупционеров. Какие изменения в сфере борьбы с коррупцией произошли в системе МВД в 2013 году. Об этом «Первому Антикоррупционному СМИ» рассказали эксперты.
Анатолий Выборный, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Рф:
«Самое главное, что изменилось в системе МВД, на мой взгляд, это отношение к кадровой политике. Теперь, для того, чтобы поступить в службу МВД или в органы полиции, необходимо проходить тщательное собеседование со специалистами на полиграфе. Это минимизирует вероятность попадания в эту систему людей с нехорошими намерениями, которые воспринимают работу в МВД как бизнес, а не как служение людям. Изменился подход к назначению на вышестоящие должности. Министр внутренних дел Колокольцев поставил четкую и ясную задачу избавиться от сотрудников, которые занимаются крышеванием, взятками и откатами. Не менее важно, что активизировалась работа с общественностью. У Общественного совета при министре внутренних дел появились инициативы в плане совершенствования МВД, причем реально действующие, не для «галочки».
Анатолий Голубев, председатель Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией»:
«С коррупцией в МВД необходимо бороться не только мерами по предотвращению коррупционных проявлений. Человек идет в правоохранительные органы для того, чтобы защищать интересы граждан, но сталкивается с системой, в которой либо становится еще одним коррупционным винтиком, либо система его не принимает. В этой связи детектор лжи, который все так хвалят, становится не только хорошим средством для поиска компетентных и добросовестных кадров, но и инструментом для устранения неугодных элементов. Пока существуют и преобладают формы по предотвращению коррупции в виде отчетов, мы по-прежнему будем слышать, на сколько нас в очередной раз обокрали. Поэтому нельзя путать борьбу с коррупцией и борьбу с коррупционерами. Необходимо в корне устранить условия для возникновения коррупции. Не «верхушки стричь», а «менять и обновлять почву». В МВД есть добросовестные сотрудники, которые хотят работать, которые готовы гибнуть на постах. Однако следует помнить, что МВД является одним из элементов системы — нельзя победить коррупцию в отдельно взятой квартире. Со стороны гражданского общества мы постоянно слышим упреки и обвинения. Они ни в коем случае не должны оставаться единственной формой взаимодействия между властью и обществом».
Дмитрий Горовцов, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ:
«Появилась большая прозрачность, открытость деятельности Министерства, которое ведет активную борьбу за чистоту рядов внутри самого ведомства, устраняя все коррупционные составляющие. К сожалению, в МВД еще существует проблемы, наследованные от прежней системы, которые необходимо преодолеть».
Ирина Рукина, заместитель председателя Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией»:
«С приходом Колокольцева ситуация в МВД изменилась в лучшую сторону. Стало больше открытости, прозрачности,. Мы видим и статистику по наказаниям за коррупционные преступления. Я вижу, что тема активно муссируется в СМИ. Думаю, что есть тенденция к тому, чтобы переломить ситуацию в правоохранительных органах».
Алексей Дондупай, руководитель департамента антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов РФ Центра противодействия коррупции в органах государственной власти:
«Я думаю, что изменилось мало чего: ни хуже, ни лучше не стало. Если говорить о Москве, то там уж точно я никаких изменений не наблюдаю. А что касается регионов, то там ситуация следующая: если показатели раскрываемости коррупционных преступлений высокие, то значит, как многие считают, и коррупции в этих регионах больше всего. А те регионы, которые вообще не работают с коррупцией, такие как, например, Хакасия — они хорошие регионы, потому что у них якобы вообще нет коррупции. Так было и будет всегда, поэтому о каких-либо изменениях тут судить сложно».
Марк Фейгин, адвокат
«Изменения, если и есть, то носят декларативный характер. Нельзя сказать, что коррупция преодолена в МВД, потому что это самый массовый правоохранительный орган. В целом ситуация остается прежней. МВД подчинилось закономерным тенденциям антикоррупционной кампании, которая, безусловно, была объявлена в России. Громкие дела являются неким фоном этой компанейщины. С точки зрения борьбы с коррупцией, системой МВД предприняты некоторые действия, которые увеличили цифру преступлений, их раскрываемости среди сотрудников. Далеко не все эпизоды и случаи фактов коррупции доходят до возбуждения дела, до суда и реального приговора в системе МВД. Статистика подобного рода дел закрыта или не поддается полноценному учету. Поэтому мы можем говорить о новом министре Владимире Колокольцеве, который работает уже несколько лет, лишь в самом общем виде. В системе МВД какая-то тенденция в части борьбы с коррупцией наметилась, но она становится неактуальной из-за того, что приговоры по коррупционным делам в МВД в отношении его бывших сотрудников, которых увольняют в связи с обнаружением фактов коррупции, гораздо мягче, чем по приговорам, которые выносятся к иным лицам, например, в системе органов госуслуг. В результате, система, как бы она ни пыталась бороться с коррупцией, в большей степени защищает сотрудников ОВД, смягчая наказание за преступления. Наказание должно быть, наоборот, жестче, чем по отношению к простым гражданам, потому что у сотрудников ОВД больше прав. Тогда бы эта кампания принесла бы больший результат».
Александр Терещенко
Марина Денисова
Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале